Войти в почту

Архиерейскому собору РПЦ исполнилось 78 лет. Как Сталин в годы ВОВ Церковь возродил

События, предшествующие архиерейскому собору

Архиерейскому собору РПЦ исполнилось 78 лет. Как Сталин в годы ВОВ Церковь возродил
© runews24.ru

Для начала стоит разобраться, что же представляет собой архиерейский собор. Архиерей – это священнослужитель в христианской церкви, который имеет высшую степень священства. Архиерейский собор является высшим органом иерархического управления РПЦ, а также органом управления Украинской православной церкви Московского патриархата.

Итак, 31 августа 1943 года будущий первый председатель Совета по делам РПЦ Георгий Карпов, занимавший в то время офицерскую должность в НКГБ, доставил в Москву Патриаршего местоблюстителя Сергия (Страгородского) и его сотрудников из Ульяновска. Там церковное руководство Патриархии находилось в эвакуации с октября 1941 года. К вечеру 4 сентября 1943 года состоялась встреча между местоблюстителем Сергием и Иосифом Сталиным. Во встрече также участвовали митрополит Ленинградский Алексией (Симанский) и митрополит Киевский и Галицкий Николай (Ярушевич).

Цель встречи – вопрос о центральном руководстве церкви, так как с 1935 года в СССР действовал Священный Синод, а управлялась церковь патриаршим местоблюстителем. Синод – орган управления Русской православной церкви в период между Архиерейскими соборами, создан он был после Октябрьской революции. Постоянный Священный синод был сформирован как раз после встречи с Иосифом Сталины, о которой мы сегодня говорим.

Итак, Иосиф Виссарионович задал вопрос о сроках проведения архиерейского собора, на что Сергий ответил: «Уложимся в месяц». Глава государства предложил управиться гораздо быстрее – 8 сентября архиерейский собор должен быть созван. На этой же встрече Сталин поручил предоставить собору обустроенное помещение. «Завтра же в ваше распоряжение перейдет здание на Чистом переулке, дом №5», – заявил Иосиф Сталин.

По окончанию встречи, которая затянулась до поздней ночи 5 сентября, митрополитов отвезли на правительственном автомобиле в дом в Бауманском переулке около Богоявленского собора в Елохове, в котором жил митрополит Сергий. Через несколько часов в этом соборе состоялось богослужение, после которого Сергий сообщил о встрече 8 сентября, на которой будет избран патриарх. В газете «Правда» в тот же день опубликовали заметку о встреча Иосифа Сталина с иерархами.

Архиерейский собор в Чистом переулке

Здание в Чистом переулке передали Московскому патриархату, там же 8 сентября провели архиерейский собор. Сначала собор заслушал доклад Патриаршего Местоблюстителя о проведении патриотической работы РПЦ, затем был выслушан доклад митрополита Ленинградского Алексия на тему «Долг христианина перед Церковью и родиной в переживаемую эпоху отечественной войны». После этого собор единогласным решением избрал патриархом Московским и всея Руси митрополита Сергия.

Собор также постановил: «Каждый, кто изменит общецерковному делу и переметнется к фашизму, как противник Креста Господня, будет отлучен от церкви, епископ и клирик лишится сана». На соборе снова был образован Священный Синод РПЦ, в который вошли постоянные и временные члены, но с учетом того, что при помощи ротации через него пройдут все епископы. Собор опубликовал благодарность советской власти, которая обратила внимание на проблемы РПЦ, а также Обращение ко всем христианам мира, в котором содержался призыв об усилении молитвы о скорейшем даровании победы и открытия второго фронта.

В архиерейском соборе принимали участие 19 архиереев. На встречу не явился епископ Кубанский и Краснодарский Фотий (Топиро) и архиепископ Свердловский Варлаам (Пикалов), которого назначили на кафедру из полеводов-обходчиков в Коми АССР. В соборе также принимал участие протоиерей Николай Колчицкий, так как он занимал должность Управляющего делами Московской Патриархии. Так, в соборе принимали участие:

Сергий (Страгородский), митрополит Московский и Коломенский, местоблюститель патриаршего престола; Алексий (Симанский), митрополит Ленинградский; Николай (Ярушевич), митрополит Киевский и Галицкий; Лука (Войно-Ясенецкий), архиепископ Красноярский; Иоанн (Братолюбов), архиепископ Сарапульский; Андрей (Комаров), архиепископ Казанский; Алексий (Палицын), архиепископ Куйбышевский; Стефан (Проценко), архиепископ Уфимский; Сергий (Гришин), архиепископ Горьковский и Арзамасский; Иоанн (Соколов), архиепископ Ярославский и Ростовский; Алексий (Сергеев), архиепископ Рязанский; Василий (Ратмиров), архиепископ Калининский и Смоленский; Варфоломей (Городцов), архиепископ Новосибирский и Барнаульский; Григорий (Чуков), архиепископ Саратовский и Сталинградский; Александр (Толстопятов), епископ Молотовский; Питирим (Свиридов), епископ Курский; Вениамин (Тихоницкий), епископ Кировский; Димитрий (Градусов), епископ Ульяновский; Елевферий (Воронцов), епископ Ростовский;

Реакция мира на архиерейский собор в СССР

Патриарх Алексий II отмечал, что архиерейский собор 1943 года ознаменовал собой новый курс Советского государства в отношении церкви. Это также стало сильнейшим ударом по идеологической концепции германского нацизма, который использовал «трагическое положение религии в СССР» в своей политике, проводившейся на оккупированных территориях. Нацистская Германия заставила русский епископат на оккупированных территориях признать архиерейский собор в Москве незаконным, как и избрание митрополита Сергия патриархом. 21 октября 1943 года в Вене состоялось совещание иерархов, живущих за границей, во главе с предстоятелем Зарубежной Церкви митрополитом Анастасием (Грибановским). Зарубежные иерархи, сбежавшие из СССР, признали, что избрание митрополита Сергия в качестве патриарха носит политический характер. Сделано это было по указке Иосифа Сталина, что противоречило 30-му правилу святых апостолов и третьему правилу Седьмого Вселенского Собора, отмечали беглые священнослужители.

Для справки. В тридцатом правиле говорится: «Если кто епископ, мирских начальников употребив, чрез них получит епископскую в церкви власть: да будет извержен и отлучен, и все сообщающиеся с ним». В третьем правиле Седьмого Вселенского Собора говорится: Всякое избрание во епископа, или пресвитера, или диакона, делаемое мирскими начальниками, да будет не действительно по правилу, которое глаголет: аще который епископ, мирских начальников употребив, чрез них получит епископскую в церкви власть, да будет извержен, и отлучен, и все сообщающиеся с ним. Ибо имеющий произвестися во епископа должен избираем быти от епископов, якоже святых отец в Никеи определено в правиле, которое глаголет: епископа поставляти наиболее прилично всем тоя области епископам: аще же сие не удобно, или по належащей нужде, или по дальности пути: то по крайней мере три вкупе да соберутся, а отсутствующие да приимут участие в избрании, и изъявят согласие посредством грамат, и тогда творити поставление. Утверждати же таковые действия в каждой области подобает ее митрополиту».

Последствия собора для СССР

Современные исследователи считают, что проведение архиерейского собора было продуманным шагом. С одной стороны, советское руководство планировало наладить отношения с РПЦ, с другой стороны – продолжить формирование положительного внешнеполитического имиджа СССР, где соблюдаются «общепринятые нормы свободы совести». Нарком НКГБ Всеволод Меркулов уже 8 сентября доложил Сталину о том, что за границей положительно отозвались об избрании митрополита Сергия патриархом. Также он получил поздравительные послания от патриархов Константинопольского, Александрийского и Антиохийского.

С 19 по 28 сентября 1943 года в Москве находилась делегация Англиканской церкви во главе с архиепископом Йоркским Гарбеттом, которая встретилась с патриархом Сергием, с иерархами, а также приняла участие в богослужениях в Елоховском кафедральном соборе, в том числе посетила Ново-Иерусалимский монастырь в Истре и в Коломенском. После визита на руководства стран-союзников было оказано положительное воздействие, благодаря которому конференция в Тегеране прошла успешно для советской стороны.

14 сентября 1943 года был образован Совет по делам Русской православной церкви, которым начал руководить вышеупомянутый Георгий Карпов. 22 сентября была распространена директива НКГБ СССР, в которой говорилось, что препятствовать духовенству не нужно, кроме того, важно запустить производство свечных заводов, открыть богословские курсы, а также распространить печатные издания Патриарха и Синода. Важным аспектом директивы стало усиление агентурной работы с епископами и другими представителями духовенства. Сделано это было ради того, чтобы духовенство не использовало свои права в реализации антисоветских целей. В каждой новой церкви должны были присутствовать агенты КГБ из числа духовенства.

Иосиф Сталин, как дальновидный политический деятель, решил убить одним выстрелом сразу двух зайцев: признать на официальном уровне РПЦ и усилить влияние СССР на мировой арене. Ведь в те годы шла Вторая мировая война, и победу в ней нужно было одержать как можно скорее. Признание РПЦ и избрание митрополита Сергия патриархом ускорили открытие второго фронта в Нормандии, который тоже внес немало в общую победу над нацизмом. Зная влияние духовенства на народные массы, так как сам в молодости учился в духовной семинарии, Сталин решил воспользоваться вещами, противоречащими идее коммунизма. И сделано это было с огромным успехом.

Фото: газета «Правда» / из открытых источников