Войти в почту

Выкса: моногород столичного типа и центр российского стрит-арта

Что делать с российскими моногородами, так по сей день окончательно не решено. Одни говорят, что их список (по данным 2019 года, в России насчитывалось 320-330 монопрофильных поселений) надо серьезно сократить и продолжать оказывать поддержку только тем, что еще реально живы. То есть либо там, где не закрылись градообразующие предприятия, либо где развивается альтернативная экономика. Другие, напротив, уверены, что список надо расширить, изменив при этом критерии отнесения к моногородам. Это даст возможность претендовать на государственную помощь большему числу российских населенных пунктов, часть которых являются моно пусть не де-юре, но де-факто. Третьи радикально призывают вообще перестать кормить монопрофильники, дескать, пусть это делает кто угодно, если хочет, но не государство и его налогоплательщики.

Выкса: моногород столичного типа и центр российского стрит-арта
© BFM.RU

В любом случае, как только где-то звучит слово «моногород», в 99% из 100% случаев дальше речь пойдет о финансовой помощи, без которой мало какие из монопрофильных поселений способны выжить.

«Большинство из них ориентированы на государственные оборонные или минерально-сырьевые заказы. Спад производства вызывает в монопрофильных поселениях целый ряд проблем: падение уровня жизни, резкое ухудшение социально-экономической ситуации, сложности обслуживания жилищного фонда и объектов инженерной и социальной инфраструктуры. Органы местного самоуправления не способны решать социальные проблемы только за счет доходов собственников градообразующих предприятий» — этот отрывок из статьи в «Википедии» практически все объясняет.

Конечно, есть моногорода (это не стоящие особняком гиганты вроде Тольятти или Нижнего Тагила), жизнь которых течет по какому-то альтернативному сценарию. Обычно этот сценарий имеет в основе один из трех сюжетов. Первый — города-лидеры. По словам генерального директора Фонда развития моногородов Ирины Макиевой, которые приводит «Российская газета», они уже вышли за пределы приставки моно-, окрепли и требуют более масштабного подхода. «Это города, где не нужно спасать ситуацию и заниматься только лишь созданием рабочих мест. Им нужно больше: развитие городской экономики, городской среды», — считает Макеева.

В частности, по итогам ежегодного рейтинга моногородов 2020 года в топ-10 вошли Набережные Челны (Республика Татарстан), Тольятти (Самарская область), Первомайский (Тульская область), Губкин (Белгородская область), Кумертау (Республика Башкортостан), Череповец (Вологодская область), Костомукша (Республика Карелия), Невинномысск (Ставропольский край), Нижнекамск (Республика Татарстан) и Тутаев (Ярославская область).

Второй сюжет — госфинансирование и реновация. Так случилось, например, с Анжеро-Судженском, моногородом в Кемеровской области, где закрыли все шахты, организовали нефтеперерабатывающий кластер и построили предприятия по производству стройматериалов.

Сюжет третий — особое внимание властей на местах к грамотному бизнес-использованию какого-то другого, чаще всего туристического потенциала моногорода, как в случае с янтарной столицей Калининградской области — расположенным на побережье Гданьского залива поселком городского типа Янтарный.

Еще один, не традиционный даже для альтернативной реальности сюжет вот уже 11 лет разворачивается в Выксе. Историки скажут, что прежняя Выкса — это братья Баташовы, в XVIII веке сделавшие город центром своей металлургической империи. Экономисты добавят, что сегодняшняя Выкса — это входящий в состав объединенной металлургической компании «Выксунский металлургический завод» один из российских лидеров трубного и колесопрокатного производства и один из самых заметных игроков рынка промышленного туризма.

Фото: Валерия Мозганова/Business FM

Урбанисты и культурологи согласятся, но добавят, что для них Выкса — это прежде всего знаменитый фестиваль новой культуры «Арт-Овраг», который теперь называется «Выкса | Арт-Овраг». Во многом благодаря ему небольшой монопрофильник в Нижегородской области с населением чуть больше 50 тысяч человек завоевал звание столицы российского стрит-арта. Как говорят погруженные в тему, это единственный город, для которого все, что стрит-арт, по определению хорошо. В 2021 году «Выкса | Арт-Овраг» состоялся в юбилейный, десятый раз. Никакого противоречия: фестиваль существует 11 лет, но прошлый год по известным всем причинам пришлось пропустить.

Итог десятилетия: более 100 стрит-арт-произведений. Среди них утраченные во время ремонтных работ и затем восстановленные на деньги выксунцев граффити «Сказка о потерянном времени» знаменитого, уже ушедшего из жизни художника Паши 183, его называли «русским Бэнкси»; созданные в 2013 году арт-объекты «Случайный акт деконструктивизма» Роба Малхолланда и «Единорог» Габора Миклоша Соке; самое большое произведение патриарха современного российского искусства Эрика Булатова — триптих «Стой — иди» и «Амбар в Нормандии»; арт-двор «Черный кортик», остановка «Арт-Овраг», инсталляция «PRO.Елка» Петра Виноградова; удивительная работа Тимофея Радя «Все это не сон» и так далее.

На сей раз выксунскую стрит-арт-коллекцию пополнил «Пустой пьедестал» Чарльза Ренфро, автора нью-йоркского High Line Park и московского парка «Зарядье». «Иногда пьедестал, как ему и положено, будет оставаться пустым, и на нем можно будет встречаться, общаться, кататься на скейтбордах, велосипедах и самокатах. Но мы хотим, чтобы каждые два-три месяца на нем появлялись новые работы паблик-арта, которые лучшие художники мира будут делать для Выксы. Потом эти работы будут переезжать в парк «Лесопосадка», где, я надеюсь, появится настоящий скульптурный парк», — рассказал на открытии «Пустого пьедестала» арт-директор фестиваля «Выкса | Арт-Овраг» 2021 года Федор Павлов-Андреевич.

Фото: пресс-служба фестиваля «Выкса / Арт-Овраг»

Еще одна фестивальная стрит-премьера — мурал «Смайл», первое детское произведение в коллекции уличного искусства Выксы. Как рассказывает его идеолог, художник Наталья Стручкова, «прежде чем создать роспись, мы с детьми совершили прогулку по улицам Выксы. Мы надели на головы коробки (на самом деле, маски героев «Майнкрафта») с квадратными прорезями для глаз. Задание было такое: посмотреть на мир квадратными глазами и увидеть в нем неквадратные предметы: круглые, треугольные и так далее. Все, что дети увидели, изображено на этой стене. Вот только самый первый увиденный предмет — «пузо дяденьки в магазине» — мы рисовать не стали».

Поэт Наум Олев писал:

Огни большого города,

Огни большого города,

Мерещатся провинции

В честолюбивых снах.

Ах, золотые горы там,

Ах, золотые горы там,

И реки там молочные

В кисельных берегах…

Может ли фестиваль сделать жизнь маленького города разнообразней и привлекательней, создав ту самую комфортную городскую среду, которая не одним же масштабом определяется? Выкса доказывает, что может. Именно стрит-арт, выбранный когда-то стержневым направлением «Арт-Оврага», позволяет сохранить эту среду после того, как отшумит многоликий фестивальный уикенд.

По мнению Ирины Седых, соучредителя фонда «ОМК-Участие» и основателя фестиваля, он одинаково важен с культурной, социальной и экономической точек зрения: «Для жителей это важно, потому что они сами непосредственные участники фестиваля и открывают для себя свой город немного с другой стороны. Особенно в этом году, потому что основа программы фестиваля — локальный контекст. Для гостей это еще одна возможность увидеть Россию другой, разной. Благодаря фестивалю и его сохраняющимся во времени и пространстве цитатам в виде стрит-арт-объектов, выксунцам дана редкая для малых городов и особенно для моногородов возможность избавиться от синдрома упущенной выгоды, от чувства, что все самое интересное и хорошее проходит где угодно, но точно не здесь. Ведь теперь не только они стремятся в соседние Владимир и Нижний Новгород или в совсем уж сладкую Москву. Столица и даже заграница сама едет в Выксу, заметную точку на культурной карте России».

Фото: пресс-служба фестиваля «Выкса / Арт-Овраг»

К тому же, как считает Ирина Седых, можно считать запущенным процесс привлечения в город инвестиций. «Это, наверное, задача не наша как компании, а городской власти, но фестиваль точно помогает. Выкса уже дважды становилась победителем конкурса проектов по созданию комфортной городской среды, который Минстрой проводит среди малых городов и исторических поселений. Результаты использования этих грантов выксунцы могут видеть и на набережной, и в центральном парке. Мне кажется важным, что это не частные, а именно государственные инвестиции, то есть государство, оказывая Выксе поддержку, оценивает тот вклад, который вносят в развитие города и его администрация, и наша компания, и «Арт-Овраг», и живущие тут люди», — подчеркивает Ирина Седых.

Вне стрит-арт-программы центром фестиваля этого года стал «сезон Петрушевской». От спектаклей по ее пьесам остается память, от прочитанного слова — мысль, от шляп ее собственного производства — вау-эффект. Еще Людмила Петрушевская хочет подарить Выксе новое имя парка, который, так уж получилось, испокон веков называется «Лесопосадка». Не звучит, не по-столичному. А ведь Выксе и ее городской среде пора бы привыкать к новому статусу.