Укротившая тигров
Дрессировщица пантер и тигров, первая жена Вальтера Запашного. Марица была личностью не менее легендарной, чем Маргарита Назарова или Ирина Бугримова! Ей рукоплескали миллионы, она объездила весь мир как раз в ту благодатную пору, когда советский цирк гремел во всех странах и на всех континентах! Но старость эта великая женщина встретила почти отшельницей.
Вне публичного поля
- Действительно, находилась вне публичного поля. Делилась со мной: «Звонят коллеги - я кладу трубку: нет желания разговаривать с ними». Значит, обидели - не будет человек просто так рвать все старые связи. Я был одним из немногих, кто общался с нею в последние недели ее жизни, - рассказал нам актер, режиссер, общественный деятель Денис Кирис. - Я уговаривал ее: обязательно пишите книгу о своей жизни, вы же сами - эпоха! Она соглашалась, но не слишком охотно: «Может быть, и нужно написать. О том времени, советском, безвозвратно утерянном… А обо мне что писать?!» Очень скромная, не кичилась своими заслугами…
Мы уже начали делать некоторые наброски для книги. Смеялась, рассказывая, как они с Вальтером Михайловичем творчески и ярко ссорились на репетициях, а однажды в запале даже принялись палить друг по другу из именных (у обоих имелись подарки поклонников) наганов, все, кто находился рядом, бросились врассыпную… Характеры-то у обоих были, как я понял, огонь! «Поэтому, собственно, и развелись в конечном счете…» - говорила она.
- Как вы узнали, что Марица Михайловна заболела?
- В очередном телефонном разговоре обмолвилась, что простудилась, температурит. И кашляла. Я испугался за нее, говорю: «Срочно в больницу - вдруг у вас ковид?!» (В итоге он подтвердился.) Она сказала фразу, от которой у меня и сейчас ползут мурашки: «Мне пока нельзя в больницу. Нужно дождаться четвертого августа - в этот день я получаю пенсию. Иначе не на что кормить животных». У нее целый зоопарк кошечек, собачек, с которыми раньше выступала и забрала себе, они ведь тоже «пенсионеры». Содержала за собственный счет. Как говорится, без комментариев... Пенсию свою она дождалась.
Понимая, что ей хуже, стал звонить в правительство Брянской области и местную Общественную палату, просил срочно решить вопрос - устроить Марицу Михайловну в больницу. Ее дочь и сын не могли быстро приехать и помочь, так как находились в Омске, дочь тоже болела. Ну а кроме того, Марица Михайловна не рассказывала им о своих проблемах - старалась беречь от тревожных новостей.
Душераздирающая судьба
- В правительственных структурах Брянска все страшно изумлялись моим звонкам. Они ведь даже не знали, что у них в городе живет королева советского манежа - сама Запашная, выезжавшая на арену советского цирка верхом на тигре и с пантерой на шее! - продолжает наш собеседник. - Потому что действительно она жила тихо, скромно. Не требовала внимания и поддержки, никогда ничего не пошла бы просить лично для себя - такой характер…
Ее положили в прекрасную больницу под наблюдение лучших врачей. Сделали все что могли, и я очень благодарен всем, кто откликнулся и помогал. К сожалению, организм уже оказался истощен. В субботу мы с ней говорили по телефону в последний раз. Она не хотела умирать: «Надо жить…» На следующий день ее телефон был выключен, от врачей я узнал, что перевели в реанимацию…
- Мне очень хотелось бы, чтобы Марицу Михайловну помнили и не забывали, - почти плачет Кирис. - Невероятный характер! И душераздирающая судьба: о ней кино надо снимать!
ТЕМ ВРЕМЕНЕМ
За две недели до смерти Запашная-старшая отметила 77-летие. Скромно, как и жила. Праздник был со слезами на глазах - буквально накануне Росгосцирк преподнес «сюрприз»: скандально-показательно уволил Марицу-младшую - продолжательницу династии и внука Дана.
Марице-младшей вменили в вину якобы жестокое обращение с животными и даже нападение на сотрудницу организации, Дану - прогулы. Они уже обратились к адвокатам с намерением оспорить неправомочное, по их мнению, увольнение и обвинения. «Росгосцирк в принципе на протяжении многих лет время от времени сотрясают скандалы. Меняются один за другим директора, шуршат закулисные интриги, вот теперь под раздачу попали мои дочь и внук», - сетовала Марица-старшая. Уже уезжая в больницу, твердила: «Я буду выступать в защиту моей семьи в прессе, на судах… Понадобится - дойду до президента, буду просить, чтобы разобрался, защитил…»
- Вся эта ситуация с увольнением, конечно, негативным образом сказалась и на самочувствии, и на общем моральном состоянии Марицы Михайловны, - осторожно замечает Денис Кирис. - Царство небесное, вечная память этой сильной женщине, когда-то выезжавшей на цирковую арену верхом на льве и с пантерой на шее».
Виктория Катаева.
Фото: В. Мариковский/РИА «Новости»,
ВКонтакте, Одноклассники, INSTAGRAM