Войти в почту

Не расстанусь с комсомолом

Результаты опроса можно объяснить ностальгией, присущей любому человеку. Конечно, во времена ВЛКСМ погода была лучше, девушки отзывчивее, а сам я был стройным красавцем.

Не расстанусь с комсомолом
© Вечерняя Москва

Но это лишь часть правды. Молодые люди с комсомольским значком, сохраняя дух романтики, были, как сказал бы Гумилев, первыми пассионариями эпохи. Ударные стройки, студенческие строительные отряды, добровольные народные дружины, молодежные жилищные комплексы и молодежные театры...

В период расцвета в 1970-х годах ВЛКСМ объединял 36 миллионов человек. Комсомольская организация была обязательной на каждом предприятии, комсомольская ячейка работала в каждом цехе, в каждой студенческой группе. С 14 до 28 лет в комсомоле состоял каждый юноша, который не противопоставлял себя обществу. Комсомол служил инструментом, который позволял встроить молодежь в советскую систему ценностей.

Триада пионерия — комсомол — партия работала с надежностью швейцарских часов, и переход с одного этапа на другой совершался естественно и безболезненно. Исключение из комсомола обрывало надежды и неотвратимостью напоминало средневековое аутодафе.

На сцене КВН родился лозунг «Партия, дай порулить!». Партия казалась скучной, комсомолу разрешалось быть веселым и инициативным. В театр «Ленком» попасть было невозможно. Самыми популярными были газеты «Комсомольская правда» и «Московский комсомолец».

В ЦК ВЛКСМ работал Совет молодых ученых, его возглавляли будущие академики Евгений Велихов, Геннадий Месяц, Анатолий Деревянко. Была замечательная премия Ленинского комсомола, первым лауреатом стала Александра Пахмутова, а последним — группа «Наутилус Помпилиус».

Можем ли мы, по модному выражению, повторить комсомол? Сомневаюсь, ведь это деталь огромной машины, которая ушла в прошлое. Сегодня комсомолец на любом месте казался бы белой вороной. Но от этого почему-то грустно…