Войти в почту

Архитектор, урбанист и Максим Галкин - о скульптуре "Большая глина N 4" на Болотной набережной

На Болотной набережной завершилась установка вертикальной скульптуры "Большая глина N 4" швейцарского художника Урса Фишера. Она представляет собой 12-метровую алюминиевую копию положенных друг на друга кусков глины, которые когда-то разминал скульптор. Фотография арт-объекта собрала множество негативных комментариев в соцсетях - чаще всего скульптуру сравнивают с "горой фекалий". Председатель правления Союза художников России Андрей Ковальчук отчасти разделяет мнение москвичей. Скульптор рассказал, что видел инсталляцию на фото, и она ему не понравилась. "Мне скульптура не нравится, скажу честно. Потому что я сам скульптор, и опусов может быть очень много, но не каждый опус нужно увеличивать до 12 метров, - считает народный художник России. - С другой стороны, я должен окончательно посмотреть в натуре, потому что бывают иногда фотографии непонятные. Но первое ощущение у меня - не положительное". Он отметил, что искусство может быть актуальным или традиционным. В данном случае, по мнению Ковальчука, эксперты оценили эту работу как актуальную для выставления в центре Москвы. "Значит, руководители и владельцы музея современного искусства, напротив которого установлена скульптура, посчитали, что она будет интересна зрителю. А они имеют право высказываться, - заявил скульптор. - Существуют законы и нормативные акты по установкам объектов в Москве. Если скульптура установлена на частной территории, владелец имеет право ее сохранить. Но если москвичам она мешает, они тоже могут высказываться в соцсетях, писать градоначальнику и так далее". По мнению урбаниста и автора проекта "Архитектурные излишества" Павла Гнилорыбова, реакция москвичей обусловлена отставанием об общемировых тенденций. Он отметил, что российская художественная и скульптурная школа около 50 лет развивалась почти в полной изоляции. "Для среднего обывателя вершина понимания - это передвижники и бытовой реализм, а вот с Малевичем уже сложности. Цель установки подобных скульптур - скорее образовательная и просветительская. Нужно показать людям, что мир скульптуры гораздо многограннее, чем просто памятник очередному усатому мужику на коне", - сказал Гнилорыбов. Он также выразил надежду, что со временем россияне привыкнут к необычным арт-объектам и научатся воспринимать их как искусство. "Будут ли сравнивать с горой фекалий? Будут, но через такую иронию. Сначала отрицание, а затем уже через принятие идет вовлечение в область современного искусства", - подчеркнул урбанист. Одним из ярых критиков "Большой глины N4" стал телеведущий Максим Галкин, посвятивший ей разгромный пост в Instagram. "Это реально ужасно, отвратительно, мерзко! Там нет реально никакого смысла, никакого искусства. Почему никто не скажет, что такие художники - это просто бездарные люди, которые прячут свою бесталанность за какой-то свободой формы", - заявил шоумен. Инсталляция "Большая глина N4" приурочена к открытию в Москве нового центра современного искусства - Дома культуры "ГЭС-2". "Большая глина N 4" посвящена осмыслению акта созидания и преображения материи в руках человека, - говорится в Instagram "ГЭС-2". - Произведение апеллирует к тому непреодолимому импульсу, который все мы испытывали с детства, сжимая в ладони кусок пластилина, - импульсу к трансформации податливого материала и приданию ему определенной формы". Впервые скульптуру Фишера установили в 2015 году на Манхэттене. Через полгода ее демонтировали, а в 2017-м поставили на площади Синьории во Флоренции. Там она находилась четыре месяца. В Москве "Большая глина N4" тоже простоит несколько месяцев, но сколько именно, пока неизвестно. В 2016 году работы Урса Фишера приезжали в музей "Гараж", где проходила персональная выставка скульптора "Маленький топор".

Архитектор, урбанист и Максим Галкин - о скульптуре "Большая глина N 4" на Болотной набережной
© Газета.Ru
Газета.Ru: главные новости