В мире
Новости Москвы
Политика
Общество
Происшествия
Наука и техника
Шоу-бизнес
Армия
Игры

Погоны для театра: Чехов бы обиделся, Лермонтов кого-то пристрелил

Украинская культура начала укреплять свою обороноспособность. В Харьковском русской театре кресло директора занял генерал-майор Анатолий Винник.

Погоны для театра: Чехов бы обиделся, Лермонтов кого-то пристрелил
Фото: Свободная прессаСвободная пресса

Видео дня

При новом директоре большим успехом наверняка будет пользоваться грибоедовское «Горе от ума», если, конечно, коллектив рискнет поставить эту пьесу. Все-таки Грибоедов родом из «страны-агрессора».

Впрочем, решение о назначении генерала вполне демократично приняла конкурсная комиссия. Кроме него на эту должность претендовали Наталья Мысенко, исполнявшая обязанности директора театра целых два месяца, с марта по май 2021 года, и , работавшая в должности и.о. с мая по август. Ранее Мысенко была замдиректора, Ткаченко - бухгалтером, а Винник - военным пенсионером .

В молодости он служил органах Министерства внутренних дел Украины в Харьковской области. Несколько лет проработал заместителем председателя Харьковского областного совета. С 2002 по 2005 был прикомандирован к Харьковской областной государственной администрации, где занимал должность начальника отдела по обеспечению деятельности председателя областной государственной администрации.

В общем, прошел путь от рядового пожарного до генерала. И, без преувеличения, стал героем - он принимал участие в ликвидации последствий аварии на Чернобыльской АЭС.

Но не будем копаться в грязном театральном белье, тем более, что театр - заграничный.

Лучше зададимся вопросом, насколько вообще уместно вторжение представителей силовых структур на территорию искусства? Интригу подстёгивает еще и то обстоятельство, что речь не об украинском национальном театре, а о русском. А всё русское для украинских властей - как красная тряпка для быка.

- Мобилизация военных кадров для укрепления идеологического климата в театре не является чем-то новым, - рассказывает искусствовед Анна Медалье. - Многие видные деятели советской культуры прошли войну, учились в военных вузах. После ВОВ у фронтовиков были льготы при поступлении в творческие вузы. Многие дети военной номенклатуры шли в артисты и служили уже Мельпомене.

Другой вопрос, как назначение генерала скажется в дальнейшем на репертуаре театра. Не окажется ли расколот творческий коллектив подобным назначением. Видимо руководство подобным образом стремится поддержать свой авторитет, отправляя военные кадры на укрепление культурного фронта.

Борьба хорошего с лучшим, укрепление провластных кадров, не всегда, к сожалению, идет на пользу дела. Если генерала назначили как человека стороннего, чтобы погасить конфликт в коллективе и выстроить нормальный рабочий процесс - это одно, а если он должен еще и стращать и не пущать - уже совсем другое.

Цензура в такой форме не может пойти на пользу в подобной ситуации, когда украинское общество расколото, растут националистические настроения. Подождем результатов и будем надеяться, что муштры в театре не будет.

Среди руководящего состава творческих коллективов нередко попадаются «служаки», которых легко узнать по армейским выражениям (например – «так точно», «есть»). Но бывает, что армейская выучка идет на пользу делу:

- Плюсы таких людей на руководящей должности очевидны, - говорит социолог Мария Домарёва. - Их отличительные черты - исполнительность, четкость. Они, как правило, жестко придерживаются протокола, нормативов, устава и с большой неохотой импровизируют. Поэтому когда в работе творческой группы идет текучка, «служивые» надежны и предсказуемы. У них все построено и подогнано. Все происходит вовремя, и «творцы» не забывают свои обязанности.

Но кто хоть раз сталкивался с «кухней» театральной группы, знает, что форс-мажор или аврал – не частая, а постоянная составляющая подобных направлений деятельности: напечатали с ошибкой афишу, внезапно испортился реквизит, прямо перед премьерой выключился свет, а электрик пропал. Тут нужны выдержка и «спартанское» спокойствие.

«СП»: - А недостатки?

- Минусы службистов – архаичность, простота. Им легче думать линейно, а потому они не готовы к усовершенствованиям или инженерным реформам. Логично, когда нет очевидных сбоев в работе, зачем-то отдавать силы и просить средства на технические новшества, использование последних достижений в области декораций, света, рекламы и многого другого.

Конечно, тут все зависит от конкретной личности руководителя: и службисты могут быть инноваторами!

«СП»: - Чем может обернуться массово пришествие представителей силовых структур в сферу культуры и искусства?

- Конфликт интересов здесь вероятен, но не очевиден. Творческие личности, естественно, дистанцируются от казарменной дисциплины. Поэтому, например, при давлении техническая либо творческая часть коллектива может перейти в другой театр. Как возможно, что благодаря своей известности, коллектив общими усилиями добьется увольнения директора.

Если же руководитель окажется мудрее: начнет решать насущные проблемы, интересоваться мнением всех работников театра – от примы до уборщицы, приглядится к коллективу, не станет вмешиваться лишний раз, но продолжит вести работу, согласно уставу, то деятельность такого коллектива без сомнения станет единой и успешной.

И надо сказать, в истории российского театра было немало примеров, когда военные с успехом служили Мельпомене. Хрестоматийные примеры - поручик , полковник . Если говорить про наши дни, стоит вспомнить директора Центрального академического театра Российской армии полковника Ивана Чурсина. Чурсин в 1975 году окончил Ярославское высшее военное финансовое училище имени генерала армии А. В. Хрулева, а затем служил в Воздушно-десантных войсках и ряде соединений и объединений войск противовоздушной обороны.

А режиссером в этом театре многие годы служил подполковник бронетанковых войск . На самой большой сцене Европы он поставил много спектаклей, ставших классикой театральных подмостков: «Много шума из ничего», «Отелло» и «Гамлет» по пьесам Шекспира, «На дне» Максима Горького, комедия «Сердце не камень».

На этой же сцене вот уже сорок лет ставит спектакли режиссер , внук Иосифа Сталина, выпускник Суворовского училища. Молодому поколению военная жилка тоже не чужда - например, знаменитый актёр театра и кино окончил Кронштадтский военный морской кадетский корпус.