Большой театр отметил юбилей Бориса Эйфмана: раскрывающий глубины человеческой психики

75 лет исполнилось создателю и художественному руководителю Санкт-Петербургского Государственного Академического Театра балета, одному из самых выдающихся хореографов мира, знаменитому российскому балетмейстеру Борису Эйфману. В честь этой даты на Исторической сцене Большого театра состоялся юбилейный Гала – концерт включивший в себя фрагменты из самых популярных и ставших уже признанной классикой его произведений. Несмотря на международную известность, успех и любовь публики юбиляр вечно находится в сомнениях и метаниях, во внутренней борьбе с самим собой. Такой уж он человек.

Балет Бориса Эйфмана «Чайка. Балетная история». Дэниел Рубин. Фото предоставлено пресс-службой театра Эйфмана.

— Говорят, что полжизни ты работаешь на имя, а вторую половину имя работает на тебя. Не знаю, как у других, но у меня лично всё наоборот: да я работал полжизни на свое имя, а теперь имя работает против меня! – говорит Борис Яковлевич перед концертом в разговоре со мной. — Почему? Потому что надо каждый раз защищать достигнутый уровень, оправдывать его, поддерживать уровень театра. Это очень сложно. Когда мы приехали первый раз в Нью – Йорк и получили такие рецензии мы были счастливы! Но когда мы приехали туда в третий или пятый раз, то надо было уже поддержать ту критику, которую мы получили в первый раз. И это не просто. Потому что я привозил всё время новые балеты, а это значит новые риски… Ведь всё заново надо доказывать. И никто не оправдает тебя если ты не будешь иметь успеха. Более того, мы являемся коммерческой компанией, а это рынок, и тут обижаться не на кого. Ты должен каждый раз делать успешный востребованный спектакль. А это, поверьте мне, трудно. Вот моя судьба. Но это хорошо, потому что это всё время держит тебя и труппу в форме, напряжении и тонусе.

Тонус и форму художественный руководитель поддерживает в своем театре действительно на высочайшем уровне. Сегодня это один из наиболее востребованных в мире коллективов. Абсолютно все артисты и кордебалет этой компании достойны похвал и самых высоких оценок, которые заслужили своими выступлениями на сцене Большого. При том, что репертуар показанный на концерте не стандартные классические па-де-де, которые видишь обычно на такого рода юбилеях, а балеты психологически напряженные, раскрывающие самые глубины человеческой психики и человеческого подсознания.

Например, балет «По ту сторону Греха» по «Братьям Карамазовым» Достоевского». Именно в этом шедевре хореографа наиболее четко прослеживаются важнейшие для него и магистральные для его коллектива линии в его творчестве – «проникновение вглубь личности, в его психологию, в тайны человеческого существования, желание открыть новые возможности хореографии как искусства философского; не просто эстетского или развлекательного, а такого, которое может нести очень глубокие и важные мысли о мире, о жизни». И все это чувствуешь, придя на любой спектакль этого театра.

Балет Бориса Эйфмана «По ту сторону греха». Олег Габышев. Дмитрий Фишер, Сергей Волобуев. Фото предоставлено пресс-службой театра Эйфмана.

Как всегда, в своих спектаклях Эйфман показывает новые возможности и новую драматургию танца, выражающую психофизику человеческого тела, человеческих эмоций и страстей. Поэтому насыщенная головоломными дуэтами, трио, интереснейшими связками и акробатическими поддержками хореография Эйфмана, показанная на гала-концерте, не содержит ни одного пустого движения. Это не просто красивая и интересная, но бессмысленная хореографическая лексика, которую сейчас в избытке умеет сочинять множество современных хореографов. Каждое па, каждая связка в дуэте у этого хореографа — это жизнь человеческого духа и является отражением психологии героев спектаклей «Чайковский», «Красная Жизель», «Роден», «Русский Гамлет», «Реквием». «Мой Иерусалим» и других выдающихся творений мастера, представленных на «Эйфман-гала».

Балет Бориса Эйфмана «Роден». Олег Габышев, Любовь Андреева., Дмитрий Крылов. Фото предоставлено пресс-службой театра Эйфмана.

Балет «Анна Каренина», который коллектив привез на свои московские гастроли и отрывок из которого показали на гала-концерте — сплошной клубок обнаженных нервов. В который раз смотришь этот спектакль и каждый раз поражаешься, как возможно достичь в хореографическом искусстве такой невиданной ранее глубины, довести спектакль и зрителей смотрящих его до точки кипения, когда буквально не только кожей, но всем своим существом чувствуешь и сопереживаешь происходящему на сцене.

Все эпизоды в этом спектакле так плотно пригнаны один к другому и внезапно, со стремительностью лавины обрушиваются на зрителя, что невозможно перевести дух. Ночное эротическое томление главных героев, сцена скачек и следующий за ней дуэт Марии Абашовой (Анна) и Игоря Субботина (Вронский), последующее объяснение Карениной с мужем (Сергей Волобуев) поражает, потрясает до самых глубин. И достигается всё это не только благодаря гениальному мастерству хореографа, но и конгениальному мастерству его артистов, чувствующих Эйфмана каждой клеточкой своего тела и творчески откликающихся на его идеи.

Феноменальный танцовщик и артист труппы Олег Габышев, работающий в театре уже 16 сезон, наряду с Марией Абашовой и Сергеем Волобуевым – самые опытные и любимые зрителями артисты этого коллектива. На них буквально держится весь репертуар компании, и они умеют создавать на сцене образы, намертво врезающиеся в память. Понятно, что такой способностью понимать и тонко чувствовать хореографию Эйфмана пока обладают далеко не все солисты представляющие новое поколение танцовщиков труппы. Но среди них выделяются особо органичные к природе этой хореографии артисты, на которых хочется остановится подробнее.

Артем Лепков работает в компании с 2019 года. В гала-концерте он выступил только в одной роли – Евгения Онегина из одноименного балета Эйфмана, и эта важная для молодого артиста партия ещё ждет дальнейшего осмысления и наполнения. Выступления этого танцовщика я вижу далеко не впервые, поскольку читал лекции по истории хореографического искусства во время его обучения в училище при театре танца «Гжель». В этом сезоне я наблюдал своего бывшего ученика в партии Вронского в балете «Анна Каренина» и гордился им. Этот яркий дебют стал свидетельством того, насколько хорошо этот великолепный артист вписывается в эйфмановскую эстетику – театр невероятных эмоций, сильных страстей и таких же запредельных технических возможностей его артистов.

Другой талантливый артист труппы Дмитрий Крылов работает в театре на три года дольше. На гала-концерте в одном из фрагментов балета «Страсти по Мольеру или маска Дон Жуана», премьера которого только что прошла на Исторической сцене Большого театра, вместе с Дмитрием Фишером (Мольер) и Любовью Андреевой (Арманда), тоже уникальными и давно работающими у Эйфмана артистами, удачно воплотил партию Командора, а в первом отделении концерта был особенно неотразим в сцене соревнований в бальных танцах из последнего балета Эйфмана «Эффект Пигмалиона».

Балет Бориса Эйфмана «Красная Жизель». Дарья Резник, Игорь Субботин. Фото предоставлено пресс-службой театра Эйфмана.

Поражающий статью, эротической наполненностью образа и красотой линий: таков лидер нового поколения артистов этой труппы Дмитрий Субботин, переехавший в Санкт-Петербург из Москвы в 2013 году. Своими арабесками и прыжками он умеет выражать самые потаенные порывы души своих героев и исполнил на концерте сразу три партии: Комиссара во фрагменте балета «Красная Жизель», Фаворита в отрывке из балета «Русский Гамлет» и того же Вронского в «Анне Карениной». Все эти партии поданы артистом ярко, эмоционально и оставляют долгое «послевкусие»…

А открытием этого гала-концерта стал артист, работающий в театре шестой сезон – Дэниел Рубин. На гала концерте в Москве этот закончивший московскую академию танцовщик из Калифорнии выступал особенно много. С шапкой кудрявых волос наподобие нимба он очень напоминает незабываемого великого танцовщика труппы Бежара Хорхе Донна. Дэниел тоже очень органичен и сверх обаятелен на сцене, поражает техническим потенциалом и искрит свой энергетикой. На Эйфман-гала он выходил в балете «Реквием» по циклу стихов Анны Ахматовой, шикарно смотрелся в «Хава нагиле» из балета «Мой Иерусалим» и показал большие отрывки из нового еще не выпущенного балета хореографа «Чайка. Балетная история».

К изменению своих спектаклей Эйфман давно приучил публику. «Чайка. Балетная история» будет уже седьмым балетом мастера сочиненным им заново.

— Конечно, это немножко странно. Но я такой человек, я борюсь всё время с самим собой, мне все время хочется достичь чего-то идеального – объясняет мне Борис Яковлевич существенные изменения в своих старых и любимых публикой спектаклях. — Может быть в чем-то я ошибаюсь, но судя по тому, что я вижу какая реакция у зрителей, мне кажется, что они другие и более точно раскрывают вот именно моё сегодняшнее отношение к Мольеру, к Чайковскому, чеховской «Чайке». Это сложный вопрос, нужно ли это делать или нет. Может быть и не нужно. Но я не всегда делаю, то что нужно, я всегда делаю то, что я чувствую и хочу сделать.

Уника новости 08.08.2021 12:16 — дата и время публикации

МK

Сообщение Большой театр отметил юбилей Бориса Эйфмана: раскрывающий глубины человеческой психики появились сначала на Уника новости - Свежие новости России и мира. Последние новости - картина дня, политика, экономика и другие события. Фото и видео. Новости сегодня, сейчас в сми.