Гамлет: пьеса, говорящая о прошлых и настоящих пандемиях

Я пошел в театр впервые за 15 месяцев, чтобы увидеть новую постановку «Гамлета» Королевского театра Виндзора. С Иэном МакКелленом в главной роли и режиссером Шоном Матиасом пьеса действительно находит отклик во время продолжающейся пандемии. Очень современный, молодой Гамлет МакКеллена сутулится в толстовке с капюшоном и спортивными штанами, скорбя, изолирован и зол.

Место действия, как и в оригинале – город Эльсинор, Дания. В этой версии похороны COVID прерываются и сокращаются. Гамлет, новоявленный принц, бисексуальный студент университета, застрявший дома с мамой и отчимом, когда он хочет вернуться в универ в Виттенберге, тусоваться со своими друзьями и любовниками. Те, кто скорбит, особенно члены королевской семьи, страдают от проблем с психическим здоровьем. Гамлет размышляет «быть или не быть», в то время как его возлюбленный Горацио находится взаперти. Персонажи охвачены чувством утраты. Скрываются суицидальные мысли. Дания чувствует себя и выглядит как тюрьма. Правительство морально коррумпировано.

Фото: https://twitter.com/

Большая часть пьесы, эта современная интерпретация и оригинал Шекспира, говорят об обстоятельствах и нынешнем климате, в котором мы живем. В нем есть много чего связанного, позволяющего извлечь уроки по мере того, как наш мир расширяется, и мы учимся «жить с вирусом».

Пандемии в прошлом

Призрак чумы и пандемии нависал над большей частью жизни Шекспира. Он родился в апреле 1564 года, за несколько месяцев до вспышки бубонной чумы, унесшей жизни четверти жителей его родного города Стратфорд-на-Эйвоне. Такие пандемии будут повторяться во время его пребывания в Лондоне в 1592, 1603, 1606, а затем в 1609 году.

Когда Шекспир писал «Гамлета», обычно датируемого 1599–1601 гг., чувства горя, скорби и утраты, вероятно, были в центре его внимания. Его родители были очень пожилыми по современным меркам. Отец Шекспира, Джон, умер в сентябре 1601 года в возрасте 70 лет. Пятью годами ранее, в августе 1596 года, сын Шекспира, Хамнет, умер в возрасте 11 лет, вероятно, от чумы. Странное совпадение, что имя Гамлет так близко по звучанию к имени сына Шекспира. Пьеса одержима отцами и сыновьями и тем, как оплакивать смерть отца. Он полон речей о горе и попытках уйти от тяжелой утраты. Гамлет не одинок в этом, Офелия и Лаэрт также страдают от неразрешенного горя в пьесе.

Что выводит Гамлета из его эмоциональной блокировки, так это театр. Когда он слышит, что в городе находятся странствующие актеры, он сразу же начинает действовать. Как и многие другие зрители, ему очень не хватало театра. Несмотря на современную одежду, постановка Шона Матиаса эклектично воспроизводит театральные практики труппы «Гамлета». Совершенно очевидно, что кастинг игнорирует возраст, этническую принадлежность и пол, что напоминает о том, что на шекспировской сцене молодые мужчины играли женщин. Таким образом, в то время как Джонатан Хайд реалистично играет правдоподобного и эффективного Клавдия, Гамлета-подростка играет 82-летний «парень», а Франческа Аннис играет его пожилого призрака.

Театр пандемии

Сценография Ли Ньюби также побуждает зрителей задуматься о ранних современных условиях игры, трансформируя сцену Королевского театра в блэк-метал, искусственный театр «Глобус» с двумя рядами сидений по обе стороны от сцены и галереей в задней части. В результате зрители на сцене четко видны, разделяя свет с исполнителями. Обязательные маски для лица постоянно напоминают о COVID, заглушая реакцию аудитории, но они также напоминают о том, что театру Шекспира приходилось преодолевать собственную пандемию и часто приходилось вести переговоры о внезапных блокировках.

Фото: https://theconversation.com/

Когда во времена Шекспира еженедельное число смертей от чумы достигло 30, театры закрылись. Передача чумы не была понята должным образом, но было ясно, что люди, собирающиеся вместе, создали своего рода сверхраспространитель. Шекспир, игрок, драматург и, что самое главное, акционер Globe, похоже, ухватился за момент и много писал во время карантина чумы. В 1592 году он писал стихи-повествования – «Венера и Адонис», «Похищение Лукреции» – когда свирепствовала чума.

1603–1604, 1606 и 1608–1609 годы также были плохими для чумы и, кажется, дали Шекспиру возможность писать. Например, «Король Лир» был исполнен во дворце Уайтхолл в День подарков 1606 года в конце года чумы. С 1597 года Шекспир также мог сбежать в свой обширный загородный особняк в Уорикшире, Нью-Плейс, один из самых больших домов на многие мили, по крайней мере, с 20 комнатами.

Напротив, многие актеры отчаянно нуждались в доходах и сталкивались с нищетой. Таким образом, иногда игровые домики открывались до того, как уровень смертности падал до уровня, который считается «безопасным». Мысль о том, на что был похож «день свободы» в раннем современном театре, когда стоявшие (известные как земледельцы) тесно прижались друг к другу во дворе, возможно, даже более устрашающе, чем смотреть, как люди возвращаются назад, когда ограничения сняты. Но после «Дня свободы» театр лишь настаивает на том, чтобы маски оставались обязательными для зрителей на сцене, находящихся в непосредственной близости от актеров. Театр только «настоятельно поощряет» остальную публику маскироваться.

В течение первого десятилетия 1600-х годов пандемия опустошила население страны, и театры закрывались так же часто, как и открывались. Это могло быть так и сейчас. В 1600-х годах для закрытия театров потребовалось 30 смертей, но теперь все, что нужно, чтобы закрыть театр – это один случай COVID.