Войти в почту

Почему ты, клоун, грустный?

Предписано съехать. В четырехдневный срок. В… никуда.

Почему ты, клоун, грустный?
© Мир новостей

«НОЛЬ РУБЛЕЙ»

В СССР был целый перечень почетных профессий, входили в него и цирковые артисты. Особенно советская детвора любила клоунов. С теплотой и ностальгией вспоминаем Юрия Никулина и Олега Попова, Леонида Енгибарова и Карандаша (Михаила Румянцева)...

- Я очень давно, еще в моем советском детстве решил стать клоуном (мой отец также цирковой артист). Этой профессии служу, можно сказать, всю свою жизнь, - рассказывает Павел Иванов, руководитель театра «Грим Масса». Сейчас театр, который он с любовью созидал, отстраивал, уничтожен. За его восстановление предстоят бои, очевидно, затяжные.

Павел показывает фотографии и видео: с репетиций и спектаклей - детских и семейных, уличных перформансов… Во всех городских увеселительных мероприятиях «Грим Масса» участвует в первых рядах. Регулярно получает грамоты от различных городских ведомств за свою активную творческую и гражданскую позицию. К примеру, совсем недавно облачились в клоунские костюмы и вышли с метлами - убирали мусор, шутили и танцевали, одновременно создавая хорошее настроение у жителей микрорайона и туристов и привлекая внимание к необходимости таких народных субботников.

Руководство ДК «Гайдаровец», к которому прикреплен театр, к слову, запросило фото с мероприятия - этими снимками мгновенно отчитались перед вышестоящим начальством: мол, какие мы молодцы, работаем с населением.

- Получается, одной рукой нас награждают, а второй… указывают на дверь, - констатирует Павел Иванов.

Небольшое - 60 квадратных метров - помещение рядом со старым Арбатом «Грим Массе» выделили несколько лет назад. Когда-то здесь располагался районный Дом культуры, в 90-е закрытый, затем - склады с невнятным содержимым.

- Я убеждал, уговаривал министерства и ведомства передать нам. Убедил. Нас прикрепили к «Гайдаровцу». Заключили договор, в котором прописано, что мы занимаемся развитием клоунады и циркового искусства. Аналогичных нашему учреждений в Москве на сегодня нет, - подчеркивает Иванов. - При театре действуют студии: бесплатные для детей и платные - прибыль за вторые получает «Гайдаровец», который является бюджетной организацией. Я лично привлек к работе двенадцать волонтеров, это студенты театрального факультета одного из столичных вузов. Они помогают театру, одновременно преподаю им пантомиму и клоунаду на практике.

Согласно заключенному договору, ДК «Гайдаровец», в свою очередь, должен обеспечивать театр всем необходимым для работы. Однако выделили, со слов Павла, за эти годы «ровно ноль рублей». Костюмы, реквизит, оборудование и многое другое приобретались исключительно за свой счет. Иванов привлекал поклонников клоунского искусства - помогали чем могли. Но в основном вкладывал личные сбережения. Это не имело для него значения. Главное - театр жил и дышал.

При театре действует бесплатная студия для детей

…НА ХЛЕБ НЕ НАМАЖЕШЬ

Около четырех лет назад в ДК «Гайдаровец» сменился директор. Убрали пожилого и заслуженного, прислали молодого - Александру Александровну Лихман.

- Новый директор неоднократно приглашала меня к себе (наш театр, напомню, находится в районе Арбата, а головной офис «Гайдаровца» - в двух остановках метро на Курской), - рассказывает Иванов. - Упрекала: мы - гриммассовцы - малоприбыльные, что наши платные студии доход приносят незначительный, а социальную работу с детьми и подростками на хлеб не намажешь. Я отвечал: «Пожалуйста, привлекайте к нашим платным занятиям новых учеников, вам ведь выделяют бюджет, в том числе на рекламу… К слову, у меня крошечный оклад, к тому же я содержу театр. И рад бы, но совершено не имею возможности вкладывать деньги еще и в рекламу платных студий». Давайте с вами посчитаем. В Москве работают более 80 театров. Две трети из них прибыли в бюджет не приносят. Однако их все равно финансируют за счет госсредств. На ДК «Гайдаровец» также выделяют, взамен получают госзадания на участие в различных мероприятиях, куда часто делегируют и нас, замечу, на бесплатной основе. Я же не прошу финансирования. Просто дайте возможность работать. «Грим Масса» - единственный в своем роде театр, у нас даже нет конкурентов. О нас регулярно снимают передачи городские и федеральные телеканалы, в хвалебном ключе пишут печатные СМИ: как хорошо, что есть кому учить детей клоунаде…

НИКАКИХ КОМПРОМИССОВ

1 июля, находясь в законном отпуске, Павел Иванов получает бумагу за подписью директора ДК «Гайдаровец» Александры Лихман. О том, что до 5 июля должен освободить помещение. С вещами на выход! Под предлогом (пока что) проводимых ремонтных работ.

- Бросившись в Дом культуры и побеседовав с Александрой Александровной, очень непреклонной относительно нашей «неприбыльности», я понял, что и после ремонта обратно нас не пустят, - говорит Иванов. - Днем спустя, приехав собирать костюмы и реквизит, демонтировать сцену (раз велено начальством, куда деваться?), Павел обнаружил в двери новый замок, а внутри помещения - рабочих, прибывших все ломать и крушить. Директор Дома культуры Лихман прислала ему эсэмэску: если вдруг станете упираться, то воздействуем административно-правовым ресурсом, то есть через суд. Так как мешаете рабочим. Никаких компромиссов!

Правда, сторонние юристы внимательно изучили договор Иванова с ДК «Гайдаровец». Во-первых, там четко прописано: об изменении условий (в том числе необходимости съехать из помещения) штатного сотрудника (а Иванов штатный) обязаны предупредить за два месяца, а никак не за четыре дня. Во-вторых, должны предоставить аналогичное помещение взамен. Юрист посоветовал обращаться в районную прокуратуру с заявлением о нарушении трудового права. Павел обратился - ждет ответа. Вещи пришлось вывезти. Спасибо волонтерам, помогавшим в демонтаже, и друзьям, предоставившим временное помещение под костюмы и реквизит.

Фотографии сделаны перед выездом. Вместо сцены и уютного камерного зрительного зала, гардеробной и гримерки - груды строительного мусора. «Дом клоунов» разрушен.

- Не очень люблю афишировать нашу благотворительную деятельность (считаю, доброе дело любит тишину), но сейчас особый случай. У нас множество историй. Вот одна показательная: нам позвонили из благотворительного фонда, они помогают страдающим от рака детям. Сказали: «Маленький мальчик мечтает увидеть настоящего клоуна с собакой, не могли бы вы?.. Но запрещено заходить в палату…» Мы с коллегой Екатериной и собачкой выступали в больничном дворе, а дети наблюдали из окон, в том числе и мальчик, мечтавший увидеть клоуна… На следующий день мне передали его слова, он сказал врачам: когда вырасту, буду тоже клоуном и выступать с собачкой. Через неделю ребенок умер… Рассказываю не в ожидании похвальбы: вот, дескать, доставили радость умиравшему малышу... Но имею вопросы. На каком основании директор Дома культуры Александра Александровна уничтожает наш театр, сама она что хорошего в жизни совершила? Сколько стоит затеянный ею в нашем помещении ремонт? Зачем ломают полы, если они крепкие и еще прослужат не один десяток лет? Прошу профильные структуры, журналистов и общественность инициировать проверку данных и других нюансов. Как будет использоваться помещение, когда ремонт завершат? Под коммерческое и «прибыльное» предприятие? Все-таки старый Арбат и центр Москвы, каждый квадратный метр на вес золота…

В ДК «Гайдаровец», куда мы позвонили за комментарием директора, посоветовали обратиться позже - после периода отпусков. А значит, «МН» еще вернется к этой истории.

Виктория Катаева

Фото из личного

архива П. Иванова.