Казнить нельзя помиловать
В начале июля на сцене «Пятого театра» состоялась премьера спектакля «Процесс» в постановке Дмитрия Лимбоса. «Ваш ОРЕОЛ» писал про работу над этим спектаклем. Теперь наш корреспондент сходил на премьеру.
Напомним, Дмитрий Лимбос известен Омску по спектаклю «Лысая певица». Уже по этой постановке можно было предположить, что режиссёра пригласят снова. Так и произошло, но на этот раз постановщик предложил омичам не посмеяться над абсурдом, а серьёзно поговорить о сегодняшнем дне. А точнее - об опасностях сегодняшнего дня и моментах, когда нам приходится делать выбор. Спектакль «Процесс» поставлен по пьесе Фердинанда фон Шираха «Террор». Название изменили, так как оно может быть неверно истолковано зрителями. Зато слово «процесс» - название, которое предложил Дмитрий Лимбос, как нельзя точно характеризует действие.
Впечатление в целом - и во второй своей постановке в Омске режиссёр проявляет себя как мастер чётких решений. Его спектакли выверенные, ровные, без единого зазора. Каждая секунда и каждое движение имеют своё место. Лимбос не придумывает неоправданных пафосных фишек, а высказывает большой пиетет к литературному источнику, стараясь преподнести его максимально достоверно. Если на сцене абсурд - он наделяет его россыпью абсурдистских визуальных нюансов. Если действие проходит в форме суда - то это действительно будет суд, где даже зрителям придётся вставать в начале заседания.
По сюжету пьесы и спектакля молодой майор ВВС Ларс Кох сбивает гражданский самолёт, который захватил террорист-смертник. На борту было 164 человека, включая маленьких детей. Благодаря этому выбору он спас переполненный стадион болельщиков, на который был направлен лайнер. Имел ли этот человек право противопоставить одни жизни другим? Судьбу главного героя спектакля «Процесс» решают зрители - именно они определяют, кем лётчик предстанет в итоге в этой истории: народным героем или хладнокровным убийцей. Сюжет вымышлен, но он вполне мог произойти на самом деле.
На сцене - зал заседаний. Столы для адвоката с подсудимым по правую руку, прокурора со стенографисткой - по левую. В глубине сцены восседает председательствующий судья в исполнении Татьяны Крыловой. Через какое-то время после начала действия в «зал заседаний» вводят Ларса Коха, роль которого исполняет Евгений Фоминцев. Делает он это потрясающе. Практически всё время действия Фоминцев с болью отрешённо смотрит в одну точку. Он - столп ситуации, олицетворение общей беды, страха и правосудия одновременно. А когда Ларс Кох даёт показания, зритель в зале будто перестаёт дышать, наблюдая за глазами и мимикой актёра.
Против подсудимого выступает прокурор госпожа Нельсон (Мария Долганёва). Строгая, сосредоточенная, она апеллирует к ценности каждой человеческой жизни - нельзя оправдывать уничтожение 164 человек благим порывом спасти тысячи. Долганёва в брючном костюме, снимая показания, она режет сцену шагами и пристально всматривается в глаза свидетелей - лгать они ей не смеют, и у нас не будет сомнений в их словах. Роль слегка развязного адвоката, господина Биглера, играет Дмитрий Макаров. Персонаж настаивает на том, что его подзащитный взял на себя ответственность, которую никто не решился взять, и тем самым предпринял хоть какую-то попытку противостоять террору. Да, Ларс Кох виновен, но заслуживает ли он наказания или его стоит отпустить с миром?
Противоречивости добавляют свидетели: сослуживец Коха - Кристиан Лаутербах (Станислав Горенбахер) и супруга погибшего человека в самолёте - Франциска Майзер (Анна Сотникова). Оба актёра - украшение спектакля. От Станислава Горенбахера невозможно оторваться. Его слегка напуганный от происходящего взгляд приковывает к экранам, на которых идёт прямая трансляция допросов. У актёра действительно военная выправка, которая мощно контрастирует с растерянным выражением лица. И, несмотря на то что персонаж сыплет терминами, говорит он их так просто, что у зрителей нет сложностей с пониманием. Героиня Анны Сотниковой - смелая, красивая девушка, готовая защитить память погибшего мужа и добиться правды хоть где-то.
Показания этих свидетелей заново сбивают зрителей с толку. А ведь выносить приговор предстоит именно людям, сидящим в зале. Зрители становятся присяжными в прямом смысле слова. Нам дана возможность выслушать обе стороны, оценить показания свидетелей и вынести приговор - оправдательный или обвинительный. Голосование будет наглядным, всем придётся принять решение.
В истории нет белого и чёрного - она вся заполнена мельчайшими деталями, которые усложняют процесс принятия решения. И только ты, казалось бы, сделал выбор, как сразу прилетает аргумент на противоположную чашу весов, и всё начинается заново. Никаких чётких тонов, только неоднозначность.
Подчёркивает атмосферу аудиошум. В начале спектакля он действует раздражающе, а затем благодаря ему зритель погружается в тревожность происходящего. В постановке нет ничего лишнего: случайной декорации, музыки, ненужной игры со светом - всё абсолютно к месту. Спектакль является социальным экспериментом, который нам всем стоит пройти. Вынести приговор, оценить своё решение и оглядеться - ведь жизнь может быть такой непредсказуемой.
Что интересно, у пьесы «Террор» есть свой сайт. На нём карта мира, где точками разных цветов обозначены театры во всех городах, где ставилась эта пьеса. Сайт создан ради статистики голосования зрителей. Так мы сможем посмотреть, какой выбор сделали зрители США, Японии, Китая. Сейчас на карте появится первая точка в России - город Омск, «Пятый театр».
Очередные показы спектакля «Процесс» (18+) состоятся в следующем театральном сезоне - в начале сентября.
Ирина Романова
Фото Анны Шестаковой