Войти в почту

Из театра к Дону, или Зеленая зона Ростова, о которой давно мечтали архитекторы

Ростовская область, 14 июля 2021. DON24.RU. В Ростове планируют осуществить проект, о котором мечтали многие поколения донских архитекторов, – соединить Театральную площадь с набережной. О том, что думают эксперты-архитектуры, узнали журналисты газеты «Молот». Новая достопримечательность Ростова Планировочная документация о развитии Театрального спуска была утверждена на общественных слушаниях. Постановление уже подписал глава администрации Ростова Алексей Логвиненко. Он назвал этот проект беспрецедентным. «Мы создадим уникальное общественное пространство с выходом на набережную. От Театральной площади до реки Дон появится единая непрерывная пешеходная зона шириной от 40 до 60 м», – рассказал градоначальник. Он надеется, что Театральный спуск после реконструкции станет новой достопримечательностью Ростова. Сейчас проект находится на рассмотрении ГАУ РО «Государственная экспертиза проектов». Получить положительное заключение рассчитывают раньше чем через месяц – до 8 августа. Грандиозная реконструкция потребовала скорректировать Генеральный план города, изменения в этот документ должны утвердить к декабрю нынешнего года. Так, для создания непрерывной пешеходной зоны от Театральной площади до набережной надо будет возвести пешеходный мост через улицу Закруткина. Расположенные на Театральном спуске земельные участки планируется выкупить до апреля 2022 года. В общей сложности 70 участков общей стоимостью 374 млн рублей перейдут в муниципальную собственность. Хорошо забытое старое В принципе, идея расчистки застройки в районе Театрального спуска далеко не нова. Во второй половине 1930-х годов появляется проект сектора искусств и зрелищ ростовского Центрального парка культуры и отдыха, выполненный архитектором Шибаевым. В проекте предусматривалась расчистка существующей индивидуальной застройки на спуске от театра им Горького к Дону с пространственной организацией малыми формами, зданиями и спортивными сооружениями. Надо сказать, что в предвоенные годы в Ростове планы по озеленению были грандиозные. «Одной из основных составляющих советского города второй половины 1930-х годов становится особое отношение к реке в его структуре. Составленная в 1935 году инженером-архитектором Кривошеевым схема планировки Ростова предусматривала организовать на правом берегу Дона мощный приречный бульвар, который через реку «соединится» с колоссальным массивом – будущим парком культуры и отдыха на левом берегу Дона. Предполагалось, что в этот парк вольется зеленый массив острова, зеленый коридор парка Шеболдаева и парка им. Андреева. От театра Горького к Дону будет вести великолепная широкая лестница – терраса. Зелеными массивами и парками будут покрыты также балки Кизитеринка, Безымянная, Темерничка», – рассказывает архитектор Артур Токарев. Он считает, что создание на территории Театрального спуска зеленой зоны – это очень правильное и важное решение. Об этом еще мечтал один из создателей Высшей архитектурной школы на Дону архитектор Юрий Трухачев. «То, что на этой территории не предполагается возводить жилищный комплекс, удивительно даже. Это огромное достижение. Появится и градостроительная перспектива, и новая комфортная зона. Конечно, если при этом будут соблюдены права собственников земельных участков и они получат достойную компенсацию», – отметил Артур Токарев. Терраса станет уже не такой широкой Грандиозно воплотить давний замысел, в частности построить широкую лестницу-террасу, уже не получится, и во многом из-за того, что долгие годы отсутствовала единая система застройки территории. В разные годы здесь строились многоэтажки, перегородившие спуск к Дону. В итоге если в 1930-годы говорили о пешеходной зоне в 300 метров, то сейчас она ужалась до 60. «О создании зеленой зоны в районе нынешнего Театрального спуска начали говорить, когда в 1930-е годы появилась идея соединить Ростов и Нахичевань. Города разделял огромный овраг, и его хотели превратить в огромный парк с террасами, спускающимися к реке. Но после войны в овраге стали возводить дома люди, у которых жилища были разрушены во время бомбежек. Застройка была самовольной, но на это закрывали глаза, а потом и узаконили, таким образом на Театральном спуске и появился тот Шанхай, что почти полностью сгорел четыре года назад. Идея связать центр города с рекой каскадным сквером была реализована на Буденновском проспекте, и ее хотели повторить на проспектах Ворошиловском, Кировском и на Театральном спуске. В 1980-е годы в переулке Грибоедовском был реализован экспериментальный проект жилищной застройки завтрашнего дня. Были построены элитные 16-этажки с просторными квартирами, в некоторых из них имелись кладовки и два санузла. В обычной массовой застройке таких изысков не предусматривалось. Планировалось, что с другой стороны, ниже здания Управления СКДЖ, симметрично появится похожая застройка и многоэтажки соединит широкая лестница. Периодически к этой идее возвращались, но от единой системы застройки отказались, и в результате мы сейчас имеем то, что имеем. Но исправить ситуацию еще можно, так как непосредственно на оси Театрального спуска застройка не велась», – полагает руководитель Южного градостроительного центра Сергей Трухачев. По мнению эксперта, проблему перепадов рельефа могла бы решить канатная дорога, но она слишком дорога в эксплуатации. Связь между севером и югом, городом и природой О том, что о пешеходной связи между Театральной площадью и набережной мечтали многие поколения ростовских архитекторов (и не только мечтали, но и создавали свои проектные предложения), говорит и известный донской архитектор, советник РААСН Сергей Алексеев. «Главная проблема заключается в крутом перепаде рельефа, что является препятствием для организации людского потока. Как в проекте решается эта проблема, я не знаю. Но в любом случае реализация этого замысла в перспективе должна привести к созданию главного центрального пространства города, что продиктовано гениальным решением авторов проекта здания театра имени Горького, представителей петербургской академической школы, архитекторов Щуко и Гельфрейха. Именно ось симметрии театра, транслируемая в городское пространство Театрального спуска и задонские дали, определила в далекие 30-е годы прошлого века будущее центрального пространства города, связующее Ростов и Нахичевань, север и юг, город и природу», – рассказывает Сергей Алексеев. Эксперт предлагает включить театр имени Горького в список объектов всемирного наследия ЮНЕСКО. По словам Сергея Алексеева, здание театра по значимости не уступает Парфенону и может стать центром туристической привлекательности. «Молот» писал об этом в номере от 13 апреля 2021 года в материале «Театр как космос». Напомним, в марте этого года на сайте «Активный ростовчанин» был размещен проект будущей двухполосной магистральной дороги, которая должна появиться на месте Театрального спуска. Ее общая протяженность составит 774 м. Предполагается, что эта дорога будет связана с новой магистральной четырехполосной дорогой по улице Береговой, а также с канатной дорогой, которая в перспективе должна соединить Театральный спуск с Зеленым островом и левобережной зоной. Также планируется, что на Театральном спуске появится центральная эспланада (пешеходная зона) с выходом на набережную, но ее проект будет разработан только после окончания строительства автодороги. Кстати, о том, что на территории Театрального спуска, пострадавшей от пожара, не будут строить жилые дома, власти сообщили еще в 2018 году. Тогда Гордума Ростова внесла в Генплан города изменения, согласно которым территория будет преобразована в пешеходную зону.

Из театра к Дону, или Зеленая зона Ростова, о которой давно мечтали архитекторы
© Don24.ru