"Привитых немного": что говорит ресторанный бизнес о работе в условиях новых ограничений

Новый всплеск заболеваний covid-19 в Москве вновь "бьет" по ресторанному бизнесу. С трудом пережившие прошлогодний локдаун, рестораторы вновь вынуждены работать в условиях ограничений. Свыше 180 столичных заведений уже участвуют в эксперименте по "бесковидным зонам", однако с понедельника персонал абсолютно всех столичных кафе, баров и ресторанов будет вынужден пускать только посетителей c QR-кодами, подтверждающими вакцинацию, а также тех, кто переболел коронавирусом и предъявил отрицательный ПЦР-тест из городской лаборатории. Редакция "Сделано в России" узнала у представителей известных заведений, как они готовятся к такой работе, чего ждут и на что надеются.

НАДЕЖДА НА ДОСТАВКУ

«Ковидные» ограничения для ресторанов и кафе должны коснуться в том числе и летних веранд. Однако в четверг мэр города Сергей Собянин отсрочил этот запрет до 12 июля. По всей Москве открыты 14 ресторанов Burger Heroes, и только четыре из них - с наличием летней веранды, что не остановит отток клиентов на фоне текущих новостей и ограничений, рассказала "Сделано в России" совладелец сети ресторанов Burger Heroes Ольга Корнеева.

«Мы будем рассчитывать на доставку, и на то, что люди будут брать еду на вынос, чтобы у нас была хоть какая-то выручка на зарплаты. После выхода с карантина наша отрасль весь год страдает от колоссальной нехватки сотрудников, потому что мы себя как работодатели сферы услуг очень плохо зарекомендовали. Все ушли из сферы, потому что боятся, плюс - ни для кого не секрет, что работало много мигрантов, которых сейчас тоже нет. Поэтому мы очень страдаем от нехватки сотрудников, и сейчас будет еще большая нехватка. Если мы сейчас не будем платить (зарплату - ред.), то вообще никогда не восстановимся», - делится Корнеева.

На конференции "Ковид наступает. Выдержит ли российский бизнес» Корнеева заметила, что большинство потенциальных гостей просто не пойдут делать ПЦР-тест для того, чтобы сходить в ресторан, а привитые в Москве - в основной массе - пожилые люди, которые не являются целевой аудиторией ресторанов. "По моим прогнозам, посещаемость в первые недели новых мер снизится на 90-95%. По сути для нас этот указ равносилен закрытию", - подчеркнула она.

"Что сейчас в первую очередь перестанет делать бизнес? В первую очередь перестанет платить аренду. Соответственно, арендодатели либо будут продолжать настаивать по договорам, либо, если им дадут скидку по налогам на имущество, они смогут дать скидку на аренду арендатору. Это государство может сделать, но не хочет. Отмена НДС – это, конечно, прекрасно, но это будет с 2022-го года, а во-вторых, она прекрасна для среднего и крупного ресторанного бизнеса, а малый бизнес - и так НДС не облагается. ...Эта мера призвана, в первую очередь, как мы понимаем, вывести часть ресторанов, которые находятся в "теневой стороне", на "светлую сторону" - это хорошо, но это только с 2022-го года, а сейчас нам нужно текущее время еще пережить", - сказала Корнеева в беседе с проектом.

"МЫ НЕ СЧИТАЕМ, ЧТО У НАС ЕСТЬ МОРАЛЬНОЕ ПРАВО ДАВИТЬ НА ЛЮДЕЙ"

Существенный отток гостей ожидают и в гастромаркете "Балчуг".

"Команда гастромаркета "Балчуг" с пониманием относится ко всем мерам, призванным улучшить эпидемиологическую ситуацию. Однако мы не можем не замечать, что именно на общепит сейчас оказывается беспрецедентное давление. Ни одну другую сферу так сильно это не касается. Поэтому мы, конечно, ожидаем существенное снижение потока гостей. Даже если посмотреть на статистику привитых на данный момент жителей столицы, станет ясно, что наши резиденты потеряют в выручке", - рассказали «Сделано в России» представители гастробара.

Сегодня арендная плата для резидентов "Балчуг" уже снижена по сравнению с "докоронавирусными" временами в разы, отмечают собеседники проекта, поэтому ее дальнейшее снижение пока не планируется.

"Конечно же, мы обязуемся выполнять все рекомендации и указания: проверять QR-коды гостей, убеждать сотрудников вакцинироваться, следить за рассадкой в залах. Впрочем, не совсем ясно, почему именно на работодателя возложена функция реализовать вакцинацию сотрудников. Мы не считаем, что у нас есть моральное право давить на людей по этому вопросу, отстранять их от работы и увольнять их, если они отказались привиться", - считают представители гастромаркета.

Ресторанный бизнес и так работает в некомфортных условиях, например, вынужден закрывать барную зону в 23.00, подчеркнули там.

"При этом нам не оказывается никаких мер поддержки. Более того, в предыдущий локдаун мы получили официальный ответ, что не являемся пострадавшим предприятием", - подчеркнули в "Балчуг".

ПРИВИТЫХ В МОСКВЕ НЕМНОГО

В пресс-службе сети кофеен "Шоколадница" проекту "Сделано в России" рассказали, что следят за событиями.

"Насколько мы успели изучить вопрос, к 28 июня мы обязаны подготовить определенный пакет документов и иметь его в распечатанном виде на каждом объекте, зарегистрироваться в системе как ресторан и в рамках этой системы через планшеты и смартфоны сканировать у посетителей специальный код и сличать, чтобы ФИО гостя и ФИО, привязанные к этому коду, совпадали", - рассказали в кофейне.

Вместе с тем, какие-то прогнозы в "Шоколаднице" делать затрудняются.

"Живем в новой реальности, которая формируется на наших глазах. После 28-го июня можно будет говорить о цифрах. Пока это пальцем в небо. Но мы понимаем, что привитых в Москве немного", - подытожили там.

Ранее мэр Москвы Сергей Собянин подписал указ, в соответствии с которым с 28 июня посещать заведения общественного питания смогут только посетители, имеющие защиту от заболевания: прошедшие вакцинацию, переболевшие COVID-19 в течение последних 6 месяцев, либо имеющие отрицательный ПЦР-тест, действительный в течение 3 дней и выданный московской лабораторией. Требование должно в том числе распространяться и на летние веранды, однако власти перенесли срок введения ограничений с 28 июня на 12 июля.

Сделано в России // Made in Russia

Авторы: Ксения Густова, Карина Камалова