"ВолгаФест" вышел на новый уровень: за две недели фестиваль посетило более 300 тысяч человек

Самый масштабный Программа фестиваля впервые вышла за пределы города. Арт-объекты "ВолгаФеста" разместились в нескольких локациях региона. Самая масштабная программа была представлена на второй очереди самарской набережной. Как и в прежние годы, форум возглавляли автор идеи и руководитель "ВолгаФеста" Михаил Савченко, режиссер Сергей Кривчиков и арт-директор Анастасия Альбокринова. У каждого направления были свои организаторы и кураторы. В этом году количество самарских деятелей культуры, вовлеченных в создание двухнедельного ивента, выросло в несколько раз. "ВолгаФест" приблизился к первоначальной концепции, когда Самара показывает все самое лучшее, что у нее есть, и приглашает к участию иногородних гостей. Какой бы теме ни были посвящены экспозиции, лекции, мастер-классы и выступления, главными героинями фестиваля оставались Волга и ее набережные. На пляже под Полевым спуском построили Фестивальный городок (режиссер Владимир Гурфинкель, художник Ирэна Ярутис), созданный по образу корабля. Здесь работали две сцены, установили шатер с деловой программой (куратор Андрей Кочетков) и арт-объекты, каждый день разыгрывали представление с участием капитана (журналист Антон Черепок), поэта, чаек, бурлаков, музыкантов и других персонажей. Если многие площадки работали только по выходным, то музыка звучала каждый день. В последний уик-энд на главных сценах "ВолгаФеста" выступили проект Евгения Федорова Optimystica Orchestra и группа "Самое большое простое число". По городам Поволжья Впервые на фестивале появились площадки других волжских городов. На набережной выросли четыре павильона, посвященных Нижнему Новгороду, Казани, Ульяновску и Саратову. Авторами и организаторами проекта выступили Алексей Есин, Армен Арутюнов, Дмитрий и Мария Храмовы. Каждый павильон-пристань работал как постоянная экспозиция. Здесь можно было ознакомиться с основными фактами в виде инфографики (дизайнер Елена Загороднева), посмотреть снимки пейзажей и достопримечательностей, представленные фотографами-резидентами, а также прочитать воспоминания о городах, записанные выдающимися людьми, родившимися, жившими или бывавшими в этих местах. Одна из крыш каждого павильона была выполнена в виде декоративного панно, на котором в супрематической манере были изображены главные планировочные узлы города и его связь с рекой (автор Мария Храмова). На торцах стрит-арт-художники из каждого города во время "ВолгаФеста" создали тематические работы (куратор Антон Арт-Абстрактов). Каждый день гиды бюро "Арт-экскурсии" проводили часовую прогулку между павильонами. На ней гости могли глубже познакомиться с историей и культурой соседей, узнать об их взаимодействии с Волгой и другими водоемами. Кроме того, здесь выступали различные эксперты. В последние выходные фестиваля с самарцами встретились драматург Ксения Шачнева, театральный критик Антон Хитров и градозащитница Олеся Балтусова из Казани, нижегородский искусствовед Антон Марцев, координатор "Ночной мэрии Ульяновска" Юлия Сашина, саратовский музыкант и актер Василий Уриевский. Также в каждой резиденции варили "Литературное варенье" Олег и Светлана Колесниковы. В процессе можно было услышать рассказ о культуре и традициях каждого города, а в завершение попробовать сладкое лакомство. Арт-объекты Из-за насыщенной программы и изобилия построек в этом году арт-объектам как будто досталось меньше внимания, чем на прошлых "ВолгаФестах". Впрочем, родители с детьми по-прежнему были самыми благодарными пользователями всего, на что можно залезть, закрыть/открыть или использовать как качели. Идеи для объектов, как всегда, отбирали по конкурсу. Темой выбрали "Преграды": "Живем ли мы в мире без границ, или же нас постоянно что-то разделяет? Как снять маску и по-настоящему узнать другого? Является ли препятствие на пути к цели непреодолимой преградой или же вызовом к действию, мотивацией к подвигу?". Одной из самых популярных стала работа "Объятия" самарских архитекторов Ксении Ченпаловой и Марка Ченпалова, где можно было обнять друг друга через сиреневую ткань. На самом деле у инсталляции есть и невеселый смысл, отметила куратор паблик-арт-программы Ирина Шарова. Для тех, кто недавно потерял близких, к ткани прикреплены руки, сразу сложенные в кольцо объятий. Еще одной востребованной интерактивной инсталляцией стал "Портал", придуманный самарской айтишницей Аленой Кутеповой. Набор дверей с разными надписями предлагал посетителям выбрать свой путь между "Не прислоняться", "Это знак", "Никаких преград" и "Го за Волгу". Правда, многие посетители использовали лабиринт просто для игры в прятки. Скорее всего, останется на набережной работа известного московского художника Дмитрия Аске "Взгляд за горизонт" - большая фигура парня в бейсболке. "Молодой человек, смотрящий на другой берег Волги, воспринимает реку как часть пути, которую нужно пройти, двигаясь к своей цели", - гласит аннотация. - Работа о том, что сначала нужно хорошо подумать, стоит ли преодолевать преграду, - пояснила Ирина Шарова. - Человек сидит и размышляет. Если решит, что стоит, - будет преодолевать. Не повезло некоторым объектам, оказавшимся на территории Фестивального городка, - из-за обилия построек на пляже они просто потерялись. Так, работу казанцев Рамзии Хайрутдиновой и Ирины Талибовой "Стен нет" многие посетители явно не воспринимали как отдельное произведение искусства. Пустой каркас дома должен был напоминать о карантине и условности любых границ. У самого берега разместилась "Лодочная мастерская" культурного центра "Светлица", в которой в режиме реального времени делали лодку-долбленку по технологии XVI-XVII веков. В последний день фестиваля ее спустили на воду. Как всегда, был аншлаг на качелях - объекте с подвешенными гамаками "Выходи из кокона". Авторы - самарцы Екатерина Иванова и Мария Шмелькова - считают, что для решения проблем нужно не заворачиваться в кокон, а наоборот, выходить из него. Картония Все выходные в "Порту Картонии" мастерили Великий флот Картонии. И вечером 20 июня, почти одновременно с передвинувшимся на это время канатоходцем, участники пошли по набережной с финальным шествием. И ничто не могло их отвлечь, тем более что картонную имитацию кранов для троса здесь тоже не забыли построить и взять с собой. Карнавал - перевернутое отражение серьезного мира, без этого никуда. "Картония" называет себя мультижанровым международным проектом, ориентированным на создание творческого сообщества. Тиран Картонии (Сергей Корсаков) "с 2007 года избран на должность Тирана Картонии и переизбирается по сей день, ежедневно". Если серьезно, то именно столько существует проект, для которого формирование сообщества важнее, чем изделия из картона. Судя по реакции детей и взрослых, устроенный Картонией парад стал одним из главных центров притяжения "ВолгаФеста" и в полной мере выразил, чего хотят самарцы от городского праздника на набережной. Безбашенного веселья, свободы творчества - и немного пенной вечеринки в финале. "Шаг навстречу" Поданный с большим пафосом спектакль "Шаг навстречу", поставленный пермским хореографом Ириной Ткаченко прямо на песке, оказался построенным на простых образах и эклектичном музыкальном оформлении действом, посвященным истории России. "Спектаклем о Волге, Самаре, России и людях на разных берегах", если цитировать аннотацию. Преобладали массовые сцены. Люди в светлых свободных одеждах с венками на головах пели хором что-то народное. Бегали дети с белыми крыльями за спиной - то ли ангелы, то ли птицы. Женщины со свечками пели что-то церковное. Иногда пластическое действие сопровождалось закадровым текстом, прочитанным детским голосом. Звучал Гендель, люди с кораблями на головах танцевали менуэт. Бегали дети с корабликами. Нападали захватчики, матери уводили детей. Женщины выходили с палками. Появлялись на сцене Христос и люди в позах молящихся. Дети кидали друг другу и зрителям мяч - возможно, Землю. К сожалению, "ВолгаФест" по традиции указывает только нескольких "самых главных" организаторов фестиваля. Имен десятков и десятков тех, благодаря кому праздник становится возможен, ни в каких выходных данных нет. Среди них - самарские актеры и режиссеры. Например, на спектакле "Шаг навстречу" мелькали лица из местных независимых танцкомпаний, был задействован хор, но назвать даже солистов в отсутствие программки невозможно. "Кафе "Идиот" Гвоздем театральной программы стал спектакль "Кафе "Идиот" от "Балета Москва", одной из самых известных российских трупп современного танца. В 2016 году балет стал обладателем "Золотой Маски". Показ на улице - не самые привычные и не самые идеальные условия для "Кафе "Идиот", но даже в них спектакль выглядел очень достойно. Как ни странно, закадровый текст и здесь читался детским голосом. Кусочки текста из романа Достоевского "Идиот" напоминали, о чем речь. Хотя хореограф Александр Пепеляев утверждает, что не пытался пересказывать роман: - В театре мы все равно ничего не можем объяснить. Мы можем сыграть сюжет, и будет понятно, что такие-то герои сделали то-то. Но самое важное происходит не в тексте. Поэтому "Кафе "Идиот" - это не пересказ и не трактовка Достоевского. Это некие мысли о мыслях. Попытка рефлексировать по поводу атмосферы романа и тех чувств, которые завладевают героями. Зрители увидели красные костюмы на фоне зеленых обоев, страстные танцы с эпилептическими припадками, любовными треугольниками, женскими драками и непременно задействованной дверью - мотивами из романа "Идиот". Пепеляев - один из пионеров современного танца в России, создатель "Кинетического театра", синтезирующего хореографию и текст. И очень важно, что в Самаре увидели этот спектакль, одну из лучших его работ за последние годы. В ожидании будущего Не совсем в том виде, в каком ожидалось, прошел гвоздь программы. Немецкий канатоходец Фриди Кюне (Friede Kuhne) должен был пересечь Волгу на высоте 80 метров, но с натяжением стропы возникли технические проблемы. Версии у посетителей ходили разные, но, какими бы ни были причины, мы в любом случае не сторонники риска ради чьего-то развлечения. Может быть, в этом контексте звучит странно, но профессионалы такого уровня не кидаются в омут с головой, у всякого трюка есть критерии безопасности. Спортсмен-экстремал прошел по стропе вдоль территории набережной, забрался на высотный кран и совершил прыжок с парашютом. Все это время канатоходец разговаривал с ведущими (аудио и видео перехода транслировались на большой экран, установленный на пляже), шутил, сидел и даже лежал на стропе. Собравшаяся на набережной публика встретила действо бурными овациями. Ровно в 23.00 флаги Фестивального городка опустились. Огонь пляжного костра торжественно поместили в лодку, уплывшую на середину реки. Чтобы в следующем году вновь зажечь его на "ВолгаФесте".

"ВолгаФест" вышел на новый уровень: за две недели фестиваль посетило более 300 тысяч человек
© СОВА