Розы для Галины
Так он, разграбленный, обезображенный вандалами в лихие 90-е, выглядит сегодня. А я помню его совсем другим. На высоком бетонном постаменте по углам могилы были установлены корпуса четырех артиллерийских снарядов 152-мм калибра. От них вокруг памятника, окаймляя его, тянулась массивная чугунная цепь. Венчала надгробие большая красная пятиконечная звезда из латуни, тоже ставшая добычей любителей цветных металлов.
Красные розы приносили на эту могилу и куряне-фронтовики, и ветераны Великой Отечественной, приезжавшие в столицу соловьиного края на юбилеи битвы на Курской дуге. При этом возлагали цветы как фронтовой подруге Маршала Советского Союза Константина Рокоссовского.
ДВЕ ПОДРУГИ
О военвраче Галине Шишманевой, якобы верной и единственной фронтовой подруге Константина Рокоссовского, я читал в нескольких газетах, а потом и в книге «Живая память. От Огненной дуги до Днепровских круч». Автор очерка «Цветы от маршала» Юрий Дурнев приводит слова участника Курской битвы младшего лейтенанта Николая Саталкина, местного прозаика, «об одной трогательной истории своего военного кумира маршала Константина Рокоссовского - его чистой и светлой любви».
К сожалению, эта чистая и светлая любовь закончилась трагически. В лето 43-го Галина Павловна погибла». Далее Юрий Дурнев пишет: «Никогда не забывал маршал Рокоссовский о цветах для майора Галины. Находясь на ответственной работе в Министерстве обороны СССР, перегруженный депутатскими делами, нередко приезжал в Курск и возлагал букет огненно-красных роз на могилу Шишманевой».
Поверил было в эту трогательную историю и я. Но все же решил получить дополнительную информацию у Валентины Озеровой, директора музея «КП Центрального фронта». Этот удивительный музей располагается в поселке Свобода в 30 километрах от Курска. Тем более что тогда появились полные цинизма и фарисейства газетные и журнальные статьи и фильмы о походно-полевых женах советских генералов. К моему удивлению, в первую же минуту разговора выяснилось, что трогательная история - легенда.
- Да, многие годы на могилу Галины Шишманевой люди, и не только участники Великой Отечественной, но и их дети, внуки, несли цветы как верной, единственной фронтовой подруге Рокоссовского, - рассказала Валентина Озерова. - Но здесь нашла последний приют жена его боевого друга - Василия Ивановича Казакова. Такую путаницу объяснить несложно. В 85-м военно-полевом госпитале работали две Галины: Шишманева и Таланова. Две подруги. Таланова вместе со своим возлюбленным Рокоссовским дошла до Варшавы, там стала матерью его дочери, нареченной Надеждой. Генерал дал ей свою фамилию…
Валентина Васильевна показала мне фотографию, подаренную ей Талановой. Снимок сделан на КП Сталинградского фронта 7 ноября 1942 года. Рядом с Константином Константиновичем маленькая женщина, это и есть Галина Васильевна Таланова. А рядом с командующим артиллерией фронта Казаковым - Галина Шишманева.
- Генералы, офицеры, воевавшие вместе с Василием Ивановичем, неизменно называли Галину Павловну его женой. Хотя официально они не были зарегистрированы.
Брак Василия Казакова распался еще до войны. А во время битвы под Москвой артиллерист впервые увидел Галину Таланову, подругу Рокоссовского, с другой Галиной. И пришла на линии огня к Казакову любовь к Галине Шишманевой. С той поры он неизменно представлял ее сослуживцам так: «Знакомьтесь, моя жена».
Сведения о Галине Павловне Шишманевой скупые, куцые. Известно: родилась в городе Карсе в Турции. Армянка. Следопыты Курска нашли документ, в котором ее фамилия пишется по-иному: Шишманян. Видимо, спасаясь от геноцида, ее родители переехали в Россию, изменили фамилию. Но, по данным сайта Министерства обороны РФ «Память народа 1941-1945 гг.», она - Шишманева. В Красную армию пришла служить в 1939 году. С февраля 1941 года была начальником полевого подвижного госпиталя №672 16-й армии под командованием Рокоссовского. В 1942 году награждена орденом Красной Звезды. Хирургом в этом госпитале работала другая Галина - Таланова…
Отогнав немцев от Москвы, Константин Рокоссовский стал командующим Донским фронтом. Начальником артиллерии - Казаков. Это были еще с битвы под Смоленском два друга, что называется, не разлей вода. Военно-полевой госпиталь из Подмосковья переместился к Сталинграду. Затем - после разгрома немцев на Волге - в Елец. А когда в 1943 году был создан Центральный фронт и его штаб обосновался возле древнего монастыря Коренная пустынь в местечке Свобода, госпиталь, теперь уже походно-полевой №85, расположился в Курске.
БЕЗУТЕШНОЕ ГОРЕ ГЕНЕРАЛА КАЗАКОВА
Подруги-медики, выгадав время, иногда приезжали в Свободу. Летом 1943-го Шишманева решила проведать мужа Василия Казакова. Пригласила и подругу Галину на встречу с Рокоссовским: «Съездим на ужин к генералам…»
Вот что пишет в своих мемуарах генерал-лейтенант Константин Телегин, воевавший вместе с Рокоссовским и Казаковым под Москвой, Сталинградом и Курском: «В конце июня Г.П. Шишманян, начальник военного госпиталя №85, выкроила часок, чтобы повидаться с мужем - Василием Ивановичем Казаковым. Во время ужина раздался гул немецких самолетов. Стало ясно, что немцы знают о расположении штаба фронта и будут бомбить его. Все немедленно вышли из помещения. К.К. Рокоссовский скомандовал: «Ложись!» Василий Иванович своим телом прикрыл Галину Павловну, но осколок попал ей в бедро. Больше никто не пострадал. Ранение было тяжелое, в госпитале делали все возможное. Она умерла через 10 дней. Похоронили Галину Павловну с воинскими почестями в Курске…»
Рокоссовский посылал в Москву самолет за известным военным хирургом, но тот, прилетев, развел руками: «Рана смертельная». Майор медицинской службы, военврач 2-го ранга умерла в ночь на 2 июля, за три дня до начала Курской битвы.
Маршал Иван Христофорович Баграмян рассказывал мне: «Казаков, потеряв жену-армянку Галину Шишманян, был убит горем. Рокоссовский говорил, что опасался за его жизнь, как бы от отчаяния не совершил рокового поступка». А директор музея вспоминала: «Мне показывали снимок: генерал лежит на могиле, руки впились в землю от безутешного горя. Казаков очень тяжело переживал потерю горячо любимой жены».
Сначала Галину Шишманеву похоронили в отдельной могиле рядом с многочисленными братскими захоронениями павших на Огненной дуге воинов. Потом по воле мужа Василия Казакова прах ее перезахоронили на Никитском кладбище.
- При этом взвод автоматчиков отдал воинские почести майору медицинской службы 2-го ранга тремя залпами, - рассказал мне краевед А.П. Родимов.
7 ноября 1942 года. Сталинград. Слева Казаков и Шишманева, справа Рокоссовский и Таланова.
НИКТО НЕ ЗАБЫТ
Герой Советского Союза, маршал артиллерии Василий Казаков поставил на могиле жены необычный памятник с корпусами артиллерийских снарядов. Полагал, что эти военные символы будут охранять вечный покой жены, да вышло не по загаданному. И представить, конечно, не мог, что найдутся люди, которые обезобразят надгробие в 90-е годы XX века…
И в те лихие годы, и в 2000-е мне не раз довелось бывать на Никитском кладбище. Постамент памятника военврача 2-го ранга был усеян бутылками, стаканами, шприцами… Бомжи и наркоманы облюбовали могилу фронтовички: на других сырая земля, а тут сухие бетонные ступени. Удобно расположиться.
Василий Казаков не скоро пережил тяжелую утрату. Лишь в мае победного 1945-го, в Берлине, женился на связистке Светлане. Прожил с ней в браке 23 года. Родились у них две дочери.
- Светлана Павловна Казакова вместе с ними до 70-х годов прошлого века приезжала на могилу Галины Шишманевой, - говорит Валентина Озерова. - Возлагала красные розы, их она, по воспоминаниям Василия Ивановича, любила. Рассказывала, что святую память о жене, погибшей на войне, Василий Иванович сохранил до конца жизни и они чтут ее имя.
Недавно пришла из Курска добрая весть: студенты медицинского вуза взяли шефство над могилой Галины Шишманевой. Высаживают по весне ее любимые цветы - красные розы. Есть у ребят и желание отреставрировать памятник (имеются фотографии послевоенных лет). Хотелось бы, чтобы этот благородный порыв поддержали местная власть и армянская диаспора.
Юрий Махрин,
кандидат исторических наук.
Фото автора, архив.