Обязательная вакцинация: Врачи - за, власти — колеблются
Главный санитарный врач Москвы Елена Андреева обязала работодателей провести вакцинацию от коронавируса 60% всех работающих в сфере услуг. Первым компонентом вакцины необходимо привить до 15 июля, вторым - до 15 августа. Похожие меры принимаются и в Подмосковье.
Принудительной прививке подлежат работники столичного общепита, торговли, индустрии красоты, образования, здравоохранения, транспорта, такси, сферы ЖКХ и энергетики, МФЦ, кинотеатров, музеев, библиотек, спорткомплексов, а также клиентских структур банков.
С 1 июля в Москве будет запущена система мониторинга вакцинации. Штрафы за невыполнение требований об обязательной вакцинации могут составить от 50 тысяч до 1 млн рублей в зависимости от типа организации.
Согласно постановлению московского главного санитарного врача, обязательный характер вакцинации вызван неблагополучной эпидемиологической обстановкой. Если 6 июня прирост составлял 11%, то в последующие дни уже 20%. Из числа заболевших 73% работающих, 13% детей и 14% пенсионеров.
«Это личное дело... до тех пор, пока ты сидишь дома или на даче. Но когда ты выходишь в общественные места и соприкасаешься с другими людьми, вольно или невольно становишься соучастником эпидемиологического процесса», - написал, объясняя решение, мэр Сергей Собянин.
За обязательную вакцинацию в целях полной победы над пандемией выступил главврач больницы в Коммунарке Денис Проценко. Он отметил, что сейчас в его медучреждение ежедневно прибывает 200 больных - больше, чем в первую и вторую волну коронавируса.
Вместе с тем, вводить обязательную вакцинацию по всей стране пока не планируется. По словам Дмитрия Пескова, уместнее говорить о стимулировании этого процесса государством. Ранее против обязательной вакцинации высказывался и президент РФ.
Сторонники более жестких мер опираются на статистику. За 15 июня прирост подтвержденных случаев в России — 14185, в США — 12710, в Германия – 873, Италии – 907, Франции – 698, Израиле – 24, Китае — 21. Во всех странах вакцинация проводится в добровольно-обязательном порядке.
По мнению директора «Московского НИИ эпидемиологии и микробиологии им. Г. Н. Габричевского», д. б. н. Светланы Комбаровой, лучше, когда вакцинация проводится добровольно:
- В системе Роспотребнадзора была установлена примерная цель — привить 60 процентов от всего населения. Но мы видим, что достичь этой планки трудно. Поэтому пока предложен более реальный порог — 60 процентов от тех, кто наиболее часто встречается с вирусом. Это вполне разумно.
Оценивать необходимость принудительной вакцинации я бы не стала. Но надо стремиться привить как можно больше людей. Конечно, лучше добровольная вакцинация. Я за такой вариант. Нужно убедить людей, что лучше заполучить незначительный побочный эффект от вакцины (или даже значительный — с температурой), чем заболеть коронавирусом.
Тем более, что первая российская вакцина используется уже полгода, и она доказала свою эффективность и безопасность. Кстати, на основании этого срока можно делать и выводы о необходимой форме вакцинации. Все это время вакцинация была необязательной, и вирус распространяется быстрее, чем мы успеваем прививать население.
«СП»: - Помимо личного, индивидуального есть еще социальный аспект вакцинации...
- Социальный аспект помимо прочего состоит в том, что, прививаясь, мы защищаем тех, кто не может быть привит ни при каких обстоятельствах — людей, имеющих абсолютные или относительные отводы от прививок, вызванные хроническими заболеваниями, либо их временным обострением. Такие люди, как правило, болеют гораздо тяжелее, с побочкой. Их сравнительно немного, но думать о них тоже надо.
«СП»: - Власти до сих пор колеблются. Может, наверху не уверены, что можно привить все население, если это делать в обязательном порядке? Правда, в 1959 году от черной оспы 6 млн москвичей привили за две недели...
- Организационно сейчас есть все возможности провести вакцинацию всему населению. Вся нужная инфраструктура имеется.
«СП»: - Вместо обязательной вакцинации власти могли бы организовать качественную рекламную кампанию, привлечь привившихся лидеров общественного мнения, которые своим авторитетом убеждали бы граждан. Необязательно заламывать руки каждому и тащить на пункт вакцинации...
- У нашего населения высокая степень недоверия к тому, что им говорят. К тому же молодые люди часто уверены, что если и заболеют, то переболеют легко. Так было, но теперь уже не очень актуально, потому что и у молодых теперь заболевание стало протекать тяжелее. А о том, что, являясь переносчиками коронавируса, они могут заразить пожилых людей с тяжелыми для тех последствиями, молодые порой вообще не думают. Эгоцентризм.
О возможных социально-политических последствиях принудительной вакцинации «СП» рассказал социальный психолог Алексей Рощин:
- На мой взгляд, этот шаг властей чрезвычайно резкий, ответственный и скорее всего опрометчивый. Потому что число людей, которые реально готовы вакцинироваться, уже выбрано. Еще в мае было очевидно, что те, кто хотел, уже привился. С тех пор пропаганда «долбит» по людям, которые не то, чтобы еще не решили вакцинироваться или нет, а конкретно решили не вакцинироваться.
Сначала таких людей собирались переубедить силой пиара. Но когда поняли, что так не получается (хотя об этом грамотные эксперты писали с апреля), их решили заставить это сделать. Но это сомнительный шаг, потому что хотя у нас народ в массе своей к политическим правам равнодушен, но к личным правам относится очень трепетно.
«СП»: - А это, по-вашему, сфера личного?
- Требованием обязательной вакцинации нарушается базовое право человека на неприкосновенность своего тела. Фактически власть предписывает людям что-то сделать, ввести в свое тело некую субстанцию. Но если можно по указу властей обязать что-то вколоть в организм, то тут недалеко и до телесных наказаний. Раз можно подвергать людей шприцеукалыванию, то почему их нельзя пороть?
Скорее всего, эта мера вызовет сильнейшее раздражение у части людей. Причем не только среди не очень образованных «ватников», но и у части образованного сословия, которые по своим убеждениям чаще западники. Поскольку никакой инфраструктуры протеста в стране почти нет (спасибо за это заботам «партии и правительству»), то возможны какие-то отдельные стихийные выступления.
«СП»: - В сентябре же выборы...
- Это вполне может сказаться на рейтинге партии власти. Ведь за обязательную вакцинацию, как ни странно, выступают в основном люди либерального западнического мировоззрения. Но они на выборы либо не ходят, либо голосуют не за «Единую Россию». А патриоты, которые могли бы проголосовать за партию власти, будут на нее обижены за подобное принуждение. Поэтому для «Единой России» это выстрел в ногу.
О том, как после заражения коронавирусом врачи вытащили его буквально с того света, «СП» рассказал москвич Александр Каменский.
- На днях — 13 июня - я выписался из 52-й больницы на улице Пехотной... Впервые я почувствовал себя плохо 2 мая. Ничего не болело, просто сильно поднялась температура - 39,8 градуса. Вызвал «Скорую», отвезли, сделали КТ, взяли мазок. Ночью 3 мая меня отправили в ковидный госпиталь на Каширском шоссе. Там я два дня провел в терапии. Легкие были поражены на 60 процентов. Именно тогда я написал в соцсети, мол, ребята, не шутите с этим коронавирусом, берегите себя.
Потом мне стало хуже, и меня отправили в реанимацию. Там я провалялся две недели без сознания, но улучшений не было — я оказался тяжелый. Аппарат ИВЛ не справлялся. И меня отправили в 52-ю больницу. Там подключали аппарат ЭКМО (прибор для насыщения крови кислородом — Авт.). Их, как говорят, по всей стране чуть больше сотни. Это была уже последняя надежда. Слава богу, откачали. Когда стал приходить в себя, врачи удивлялись, что выжил. Был местной достопримечательностью.
«СП»: - Прививка, наверное, помогла бы избежать такого?
- Я думал о том, чтобы привиться, но всё времени не было. Руки не дошли. К антипрививочникам, боже упаси, отношения не имею. За полтора года, с тех пор как коронавирус объявили, ни разу ни чихнул, ни кашлянул. И вдруг внезапно «прилетело». У врачей спрашивал насчет прививки сейчас. Они говорят, что поскольку переболел, то в ближайшее время точно не надо. Пока дома сижу на больничном. Врачи звонят, приходят, контролируют состояние.