Войти в почту

Доброе тепло: как работает инклюзивный театр в Волгограде

«Теплые артисты» – один из популярных и самых необычных театров Волгоградской области. Журналисты «Волгоградской правды.ру» навестили особенную труппу и посмотрели в их исполнении спектакль «Победные». И поняли – почему у этого театра особенные, очень преданные и тонко чувствующие зрители.

Доброе тепло: как работает инклюзивный театр в Волгограде
© Волгоградская правда

На сцене Волгоградского областного кукольного театра начинается репетиция. Актеры в роли артистов цирка отрабатывают трюк – прыжки через скакалку. Эта часть спектакля требует от участников слаженности и полной концентрации.

Движение выглядит простым, и сложно даже представить, что за ним стоит долгая и упорная работа актеров театра «Теплые артисты», их родителей, режиссера Юлии Фоторной и петербургских постановщиков Ларисы Маркиной и Михаила Белова.

Ноги актера труппы Максима заплетаются в веревке. Он подпрыгивает еще раз. Высоко. После удачной попытки он сделает еще несколько аккуратных прыжков, и тогда Юлия воскликнет: «Отлично! Давайте прогоним с самого начала».

Первые спектакли

Этот необычный театр появился в реабилитационном центре «Теплый дом».

Первой премьерой стала трехминутная «Муха-цокотуха». Следующий был «Буратино». «Бременские музыканты» – это первый спектакль с гастролями.

Дальше началось сотрудничество с Волгоградским областным театром кукол, сначала репертуар подбирался под зрителя, самые прокатные спектакли – «Бременские музыканты» и «Летучий корабль».

 До пандемии «Теплые артисты» часто бывали со спектаклями в коррекционных школах и домах престарелых.То, что аудитория воспринимала более живо, стало основой репертуара.

«Теплым артистам» на добровольных началах помогали актеры НЭТа и Молодежного театра. После того как ребята выиграли первый грант, у них появился новый спектакль «Лев с седой бородой» – совместно с театром кукол, профессиональными актерами и режиссером Ларисой Маркиной.

А со вторым грантом ребята пришли к новому формату: решили ставить что‑то свое. Так появились «Победные».

Сашуля

Единственная девушка в этой постановке – Саша.

Режиссер ласково называет ее Сашулей. На актрисе платье глубокого фиолетового цвета, юбку украшают блестки, Сашуля кружится, и маленькие звезды искрами разлетаются по сцене.

Саша играет помощницу фокусника и кукловода. Оба персонажа – яркие и улыбчивые девушки.

– Героини похожи на тебя? – спрашиваем актрису.

– Я думаю, да, они такие… чувственные, – улыбается Саша.

Максим

– Я занимаюсь в театре с 2016 года, как и многие другие ребята, – рассказывает Максим. – Я внимательно все репетировал, старался. Театр пять лет назад и сейчас – большая разница. Мы работаем почти каждый день. Начинали с «Мухи-цокотухи» и вот дошли до «Победных». Желанной роли у меня нет, но я мечтаю о театре.

Юлия

Юлию почти невозможно поймать для интервью. Статная, в минималистичном черном костюме, она шустро перемещается между рядами, из‑за кулис – на сцену.

В юности занималась в модельной студии, а теперь ее задача – каждому актеру подобрать свой индивидуальный образ и костюм.

Женя

Евгений играл циркового силача и дрессировщика пеликанов и льва.

– Давно ты решил стать актером? – интересуемся мы.

– Решил, – уверенно отвечает он.

– Это твое призвание?

– Да. (Улыбается.)

– А хотел бы попробовать стать режиссером?

– Да, наверное. (Смущается.) Но это сложно, нужно же все слова учить, потом ребятам помогать.

Помощник режиссера

Екатерину Ханову режиссер Юлия Фоторная пригласила работать в качестве помощника.

Катя бежит проверять музыку и раскладывать чемоданы для реквизита. Потом шмыгает за кулисы готовить костюмы, а между делом говорит: самое важное – видеть, как меняются ребята.

– Но в ежедневной рутине этого часто не замечаешь, – объясняет Катя. – Только спустя время понимаешь, что да, прогресс есть. Год назад была совершенно другая картинка. Сейчас в актерах появляется внутренняя уверенность, смысл. И главное – социализация.

Раньше Катя абсолютно не была погружена в мир людей с особенностями.

Внутри – сильный страх и непонимание, как с ними общаться.

Но ребята расположили ее к себе, при первом же знакомстве заворожили и актеры, и работа режиссера Юлии.

– Ребята всегда органичны в своих ролях и очень естественны, они все как живой организм, – говорит Екатерина.

Режиссер

До начала спектакля 10 минут. Одетые артисты готовы и за кулисами. А с режиссером пообщаемся позже, когда пройдет представление, стихнут овации, разойдутся зрители.

– Это наш авторский спектакль, он родился за две недели прямо на сцене, – рассказывает Юлия. – Мы писали его всей труппой.

Финал получился спонтанно, он был другим – ребята создавали спектакль про Великую Отечественную войну.

– А потом я подумала – за кулисами стоят родители, которые всю жизнь идут со своими детьми до победного, и вот об этом наш спектакль, – объясняет Юлия. – Так придумалось название. Я все время рыдаю на сцене. Не могу не рыдать. Потому что это спектакль о нас. О нашей Победе. Или беде. Для кого как. У всех своя битва.

У Юлии ребенок с аутизмом, и он любит примерять роли: день рождения сына сделали в стиле «Буратино», накрасили его, как Пьеро.

– И весь вечер он с этой слезой просидел не шелохнувшись, – рассказывает Юлия. – И я поняла, что происходит: он же Пьеро и он был в этом образе! Когда мы с ним пришли на праздник в «Теплый дом», я предложила сделать с ним сценку. А потом я стала там работать…

…На сцене гаснет свет, актеры идут к выходу. А ты смотришь на них и понимаешь – они продолжают играть роль. И в их глазах – счастье.