Доброе тепло: как работает инклюзивный театр в Волгограде
«Теплые артисты» – один из популярных и самых необычных театров Волгоградской области. Журналисты «Волгоградской правды.ру» навестили особенную труппу и посмотрели в их исполнении спектакль «Победные». И поняли – почему у этого театра особенные, очень преданные и тонко чувствующие зрители.
На сцене Волгоградского областного кукольного театра начинается репетиция. Актеры в роли артистов цирка отрабатывают трюк – прыжки через скакалку. Эта часть спектакля требует от участников слаженности и полной концентрации.
Движение выглядит простым, и сложно даже представить, что за ним стоит долгая и упорная работа актеров театра «Теплые артисты», их родителей, режиссера Юлии Фоторной и петербургских постановщиков Ларисы Маркиной и Михаила Белова.
Ноги актера труппы Максима заплетаются в веревке. Он подпрыгивает еще раз. Высоко. После удачной попытки он сделает еще несколько аккуратных прыжков, и тогда Юлия воскликнет: «Отлично! Давайте прогоним с самого начала».
Первые спектакли
Этот необычный театр появился в реабилитационном центре «Теплый дом».
Первой премьерой стала трехминутная «Муха-цокотуха». Следующий был «Буратино». «Бременские музыканты» – это первый спектакль с гастролями.
Дальше началось сотрудничество с Волгоградским областным театром кукол, сначала репертуар подбирался под зрителя, самые прокатные спектакли – «Бременские музыканты» и «Летучий корабль».
До пандемии «Теплые артисты» часто бывали со спектаклями в коррекционных школах и домах престарелых.То, что аудитория воспринимала более живо, стало основой репертуара.
«Теплым артистам» на добровольных началах помогали актеры НЭТа и Молодежного театра. После того как ребята выиграли первый грант, у них появился новый спектакль «Лев с седой бородой» – совместно с театром кукол, профессиональными актерами и режиссером Ларисой Маркиной.
А со вторым грантом ребята пришли к новому формату: решили ставить что‑то свое. Так появились «Победные».
Сашуля
Единственная девушка в этой постановке – Саша.
Режиссер ласково называет ее Сашулей. На актрисе платье глубокого фиолетового цвета, юбку украшают блестки, Сашуля кружится, и маленькие звезды искрами разлетаются по сцене.
Саша играет помощницу фокусника и кукловода. Оба персонажа – яркие и улыбчивые девушки.
– Героини похожи на тебя? – спрашиваем актрису.
– Я думаю, да, они такие… чувственные, – улыбается Саша.
Максим
– Я занимаюсь в театре с 2016 года, как и многие другие ребята, – рассказывает Максим. – Я внимательно все репетировал, старался. Театр пять лет назад и сейчас – большая разница. Мы работаем почти каждый день. Начинали с «Мухи-цокотухи» и вот дошли до «Победных». Желанной роли у меня нет, но я мечтаю о театре.
Юлия
Юлию почти невозможно поймать для интервью. Статная, в минималистичном черном костюме, она шустро перемещается между рядами, из‑за кулис – на сцену.
В юности занималась в модельной студии, а теперь ее задача – каждому актеру подобрать свой индивидуальный образ и костюм.
Женя
Евгений играл циркового силача и дрессировщика пеликанов и льва.
– Давно ты решил стать актером? – интересуемся мы.
– Решил, – уверенно отвечает он.
– Это твое призвание?
– Да. (Улыбается.)
– А хотел бы попробовать стать режиссером?
– Да, наверное. (Смущается.) Но это сложно, нужно же все слова учить, потом ребятам помогать.
Помощник режиссера
Екатерину Ханову режиссер Юлия Фоторная пригласила работать в качестве помощника.
Катя бежит проверять музыку и раскладывать чемоданы для реквизита. Потом шмыгает за кулисы готовить костюмы, а между делом говорит: самое важное – видеть, как меняются ребята.
– Но в ежедневной рутине этого часто не замечаешь, – объясняет Катя. – Только спустя время понимаешь, что да, прогресс есть. Год назад была совершенно другая картинка. Сейчас в актерах появляется внутренняя уверенность, смысл. И главное – социализация.
Раньше Катя абсолютно не была погружена в мир людей с особенностями.
Внутри – сильный страх и непонимание, как с ними общаться.
Но ребята расположили ее к себе, при первом же знакомстве заворожили и актеры, и работа режиссера Юлии.
– Ребята всегда органичны в своих ролях и очень естественны, они все как живой организм, – говорит Екатерина.
Режиссер
До начала спектакля 10 минут. Одетые артисты готовы и за кулисами. А с режиссером пообщаемся позже, когда пройдет представление, стихнут овации, разойдутся зрители.
– Это наш авторский спектакль, он родился за две недели прямо на сцене, – рассказывает Юлия. – Мы писали его всей труппой.
Финал получился спонтанно, он был другим – ребята создавали спектакль про Великую Отечественную войну.
– А потом я подумала – за кулисами стоят родители, которые всю жизнь идут со своими детьми до победного, и вот об этом наш спектакль, – объясняет Юлия. – Так придумалось название. Я все время рыдаю на сцене. Не могу не рыдать. Потому что это спектакль о нас. О нашей Победе. Или беде. Для кого как. У всех своя битва.
У Юлии ребенок с аутизмом, и он любит примерять роли: день рождения сына сделали в стиле «Буратино», накрасили его, как Пьеро.
– И весь вечер он с этой слезой просидел не шелохнувшись, – рассказывает Юлия. – И я поняла, что происходит: он же Пьеро и он был в этом образе! Когда мы с ним пришли на праздник в «Теплый дом», я предложила сделать с ним сценку. А потом я стала там работать…
…На сцене гаснет свет, актеры идут к выходу. А ты смотришь на них и понимаешь – они продолжают играть роль. И в их глазах – счастье.