Новосибирское осетровое чудо: как небольшой рыбзавод восстанавливает популяцию сибирского сородича акулы
Со времен СССР неподалеку от плотины Новосибирской ГЭС располагается рыбзавод, занимающийся воспроизводством разных видов обитателей рек и озер Сибири. Затем, с распадом Союза, предприятие это захирело и уже в XXI веке было воссоздано главой группы компаний «Дискус», депутатом городского совета Алексеем Джулаем. Недавно этот рыбзавод смог достичь, как прежде казалось, почти невозможного — из икринок осетра вырастить маточное стадо и получить потомство, которое уже этой осенью отправится в естественную для себя среду обитания — акваторию Оби.
В настоящее время промысловый лов почти всех видов осетров в России запрещён. Табу распространяется, в том числе и на сибирского осетра. Слишком уж редким гостем он стал особенно в верховьях Оби. Вопрос об искусственном воспроизводстве осетра в Оби сегодня стоит очень остро.
Около 10 лет назад для нужд рыбзавода Алексей Джулай закупил в Тюменской области оплодотворенную икру. Что интересно икра почти в сухом виде, на рамках, была доставлена в Новосибирск. И здесь её уже инкубировали. Сначала в одном аппарате в формы колбы, где икра находится как бы в подвешенном состоянии. Здесь она превращается в личинку и попадает в другой аппарат-колбу побольше. А затем мальком отправляется в ряд специальных бассейнов, где происходит дальнейший рост осетра.
Наконец рыба стала половозрелой и начала давать икру — удалось получить и заложить в инкубацию 900 тысяч икринок. Интересно, что стадию созревания икры определяют с помощью аппарата УЗИ, а икру из рыбы извлекают малоинвазимным способом, благодаря чему самку осетра вскоре можно спокойно возвращать в бассейн — ее жизни и здоровью ничего не грозит.
Еще 60 лет назад, рассказывает главный научный сотрудник новосибирского филиала НИИ рыбного хозяйства и океанографии, доктор сельскохозяйственных наук Александр Ростовцев, во всем мире икру осетра добывали самым примитивным способом — выловленной самке осетра били колотушкой по голове и извлекали икру, а саму рыбу отправляли на кухню. Прижизненный способ получения икры осетра придумали советские рыбоводы. Сначала это была полосная операция по принципу кесарева сечения, после которой рыбу зашивали и возвращали обратно. А после внедрили принцип небольшого прокола.
Потомство, выращенное в Новосибирске, до осени еще подрастет и будет готово отправиться в Обь и Обское море. Причем выпускать молодых осетров будут в максимально комфортных для них условиях, не вынимая из воды, а по специальному каналу от бассейнов, где они сейчас содержатся, прямиком в реку.
По словам Алексея Джулая, важно выпускать более-менее крупную рыбу, покуситься на которую сможет разве что щука. Ну и, конечно, человек. Хотя для последнего поимка осетра в Оби, или Обском море может выйти боком — штраф за одну голову краснокнижного осетра составляет ныне 160 тысяч рублей.
Но самое главное, что удалось достичь на рыбзаводе, — это получение маточного стада, да еще и в таком объеме. По воспоминаниям Александра Ростовцева, около полувека назад новосибирские рыбоводы получали осетровую икру в Камне-на-Оби, производители этой икры вылавливались в средней Оби в Томской области и доставлялись сюда на специальных лодках.
«Однако собственное маточное стадо у нас выращено впервые. Это великое дело. Это наша гордость. Воспроизводство популяции осетра сегодня крайне необходимо. Никакие охранные меры не способны вывести его из Красной книги», — заявил Александр Ростовцев.
Он признал, что поначалу не верил в успех этого хозяйства, поскольку такие попытки предпринимались и прежде, но все заканчивались неудачей.
«Специалисты рыбзавода сделали невозможное — в течение 10 лет смогли получить первое потомство. Это уникально. В природе этот процесс тянется намного дольше, самцы и самки созревают в разное время, влияют иные факторы, снижающие воспроизводство потомства. Такие заводы нужны. Необходимо восстанавливать популяцию сибирского осетра», — говорит и.о. начальника управления по охране животного мира министерства природных ресурсов и экологии Новосибирской области Владимир Черный.
Помимо осетра в хозяйстве Алексея Джулая выращивали и другие ценные породы: пелядь, нельму, муксуна. Но главная гордость — именно осетр. Выращивают его здесь не для продажи, а исключительно для воспроизводства популяции этого древнейшего обитателя Оби. «Это была детская мечта, и она сбылась. Хочу, чтоб после того как мы уйдем, нашим детям и внукам досталась река, в которой живет эта рыба», — признает Джулай, но прогнозировать — удастся ли в обозримом будущем вывести осетра из Красной книги — он не берется. Слишком уж много факторов, которые влияют на популяцию древнейшего родственника акулы: изменения климата, загрязнение воды и т.д. и т.п.
Но время есть. Осетр живет целый век. Важно, чтобы такие предприятия продолжали свою работу. Представители мэрии Новосибирска, министерств сельского хозяйства и природных ресурсов Новосибирской области пообещали помогать рыбоводам. Как отметил первый вице-мэр Геннадий Захаров, когда-то в этих местах водились осетры весом до 100 килограмм. И выразил надежду, что благодаря работе рыбзавода, будущее поколение новосибирцев сможет вновь увидеть в Оби осетровых гигантов.