Бассейн, шашлыки и жажда любви: в Театре на Таганке представили свое видение «Снегурочки» Островского
«Такого я еще не видела!» – первое, что слышу в зале после поклона артистов. В Театре на Таганке не перестают удивлять новым и современным прочтением классики. Хорошо знакомая пьеса Александра Островского «Снегурочка» в постановке Дениса Азарова раскрывает совершенно новые грани.
На сцене елка, телевизор, кресло и огромные белые листы на полу… Но это только начало! Внимание зрителя сосредоточено не на декорациях, а на образах: каждый персонаж – высшая степень иронии над теми или иными качествами человека и одновременно едкая сатира на современное общество. Среди этих действующих лиц единственно нормальным кажется только Мороз (Александр Трофимов), да и девственно чистая Снегурочка (Дарья Авратинская). Но сможет ли она сохранить свою наивность в жестоком мире берендеев, которые больше всего ценят удовольствия?
«На свете все живое должно любить!»
И герои этого спектакля жаждут этой самой любви. Но что есть для них это чувство и какую цену каждый из них готов за это заплатить? Здесь страсть важнее разума. И как отличить истину от лжи?
Постепенно огромные белые листы после слов о том, что «Ярило злое мыслит и хочет погубить Снегурочку», утаскивают со сцены, и невольно возникает ассоциация, что тает снег. Как бы не быть беде?..
В «Снегурочке» Азарова удивительным образом сочетается современность и народность. Масленица – здесь не соломенное чучело, а прекрасная девушка в русском народном платье. Вообще эта постановка переосмысливает образы славянской мифологии, как утверждают авторы. И с этим трудно не согласиться.
А снег все тает и тает… Снегурочка же учится жить в суровом людском мире. И даже пробует курить. Она пытается понять не только быт берендеев, но и их эмоции. Но Лель (Павел Левкин, Александр Метелкин) предупреждает ее: «Когда сама заплачешь, узнаешь ты, о чем люди плачут». Самовлюбленный пастух и сердцеед, он как яркий представитель мира шоу-бизнеса XXI века – все время поет и любуется собой. Этакий человек-нарцисс. Поет и сам царь Берендей (Павел Комаров): «Почему так жесток снег…» и срывает бурные овации зала. Подтанцовка и он сам – тоже словно едкая сатира и пародия на мир шоу-бизнеса.
Однако веселье периодически сменяет настоящий психодел и погружает зрителя в раздумья.
Но «пройдет тоска и сердце оживет», как поет Лель. И вот уже берендеи купаются в бассейне, жарят шашлыки и развлекают друг друга советскими песнями на современный лад. Мы вообще словно путешествуем во времени: то перед нами Советский Союз – кадры из советского фильма «Снегурочка» и рассказ про строительство микрорайона Черемушки; Бобыль (Игорь Пехович, Никита Лучихин) и Бобылиха (Филипп Котов) – явные выходцы из 90-х, ну а вечеринка в бассейне – это уже, скорее, миллениум. К древним же языческим временам нас отсылает образ Масленицы (Елизавета Высоцкая). И невольно возникает еще один вопрос: куда катится мир?..
Но главное все-таки – любовь и жизнь! «Есть мир Зимы, Мороза и Снегурочки, а есть мир Весны, Ярило и Берендея. Они диаметрально противоположны, и между ними конфликт. В нашем спектакле мы хотим показать идею того, что одно общество пожирает другое общество. Одна любовь поглощает другую любовь. Один взгляд на жизнь победит другой взгляд на жизнь. Это несправедливая, но бескомпромиссная ситуация», – говорит режиссер Денис Азаров.
И даже сама Снегурочка готова умереть ради всего лишь одного мгновения любви.
- Чего тебе не достает?
- Любви!
И вот она уже купается в бассейне так, что вспоминается выражение «купается в любви». Но Снегурочке купаться в любви не суждено. Она умоляет Мизгиря (Алексей Гришин, Константин Крюков) бежать подальше от восходящего солнца, которое погубит ее. Но тот не слышит и даже не хочет слышать. И тогда перед смертью Снегурочка исполняет свою последнюю песню: «Благодарю за сладкий дар любви…»
Вот она – русская душа! И танец Масленицы в финале поэтому особенно символичен…
Фото предоставлены пресс-службой Театра на Таганке / Фотограф – Алиса Скальская, Ирина Полярная