Игорь Селезнёв: «Театр молодёжи сегодня – это живой, настоящий театр»
Приморскому драматическому театру молодежи – 75 лет. Свой юбилейный сезон он открывает осенью. Хороший повод поговорить о театре, который, стоит отметить, за последние три года стал очень популярен в Приморской и Дальневосточной столице. О нём говорят, на его спектакли порой трудно попасть. О театре, о молодости, о риске состоялся разговор корреспондента ИА DEITA.RU с директором Театра молодёжи Игорем Леонидовичем Селезнёвым. – Игорь Леонидович, если сказать о театре, как о человеке, то какой он, Театр молодёжи, во Владивостоке? Охарактеризуйте его. – Молодой. Вы же сами завсегдатаи нашего театра и видите, как он развивается, сколько молодёжи приходит к нам на спектакли. И внутри себя он помолодел. Сегодня нашему театру 75 лет, и он остаётся молодым и всегда таким будет. – А какой он по качествам? Директор театра задумывается и отвечает, внимательно всматриваясь куда-то вдаль: – В меру дерзкий, в меру требовательный. И он умный. Мы стремимся, чтобы зритель от нас уходил не пустым – наполненным, чтобы ему было о чём подумать, сделать какие-то выводы, всё же театр несёт и воспитательную функцию. Рождая спектакль, все режиссёры вкладываются в поиск того, чем зацепить зрителя, научить чему-то. Театр обязательно должен быть умным. Я часто слышу от своих знакомых после просмотра: «Нужно с этим переспать. Нужно подумать». Когда человек, посмотрев спектакль, говорит «Супер! Всё понравилось!» - это здорово, но вот когда он говорит «Можно я завтра позвоню. Мне это надо через себя пропустить», – то это говорит о многом, уж точно о том, что зритель не остался равнодушным. – Говоря о качествах театра, Вы сказали «в меру» – «в меру дерзкий, в меру требовательный». Что для Вас «мера»? – Для меня мера – это не переступить черту, не перебрать. Всё должно быть в меру. Согласны? – Да, конечно. И еще о молодости. Театр был рожден как ТЮЗ (театр юного зрителя) и очень долго таким оставался, то есть для детей и подростков. В 90-х он стал «Камерным», без посыла на возраст зрителя. Сейчас – Театр молодёжи. То есть – он для молодых? – Уверяю Вас, молодым можно быть и в 70 лет. Я уже неоднократно в интервью говорил: мне сегодня приятно видеть разновозрастную аудиторию. Мы видим и совсем малышей, и людей старшего возраста. Никогда бы не подумал, что спектакль «Гроза», в той трактовке, которую сделал режиссёр Александр Дзюба (спектакль называется «GROZA-2059» - прим. ред.), может понравиться в 60, 70 лет. Или «Горка». Если на подобные эксперименты люди приходят, значит им это нравится. Если говорить о спектакле «Горка», то, как его сделал Павел Макаров и то, что прописано драматургом – история молодого специалиста, та ситуация, в которую молодой воспитатель детского сада попадает – то каждый из нас её знает, пронес через себя, ведь все эти ситуации оттуда – издалека. – То есть и 40 лет назад молодой специалист проходил нечто, что Макаров так эмоционально и нестандартно показал в «Горке». Только по-своему. – Конечно. Все эти ситуации были и есть, и всем эта история понятна. Да, Павел – режиссёр современный. Очень талантливый. И зрители его поняли – он смог достучаться. – За последние три года, то есть в свою новейшую историю, театр что-то новое и важное привнёс в наш город? – Театр молодёжи сегодня – это живой, настоящий театр. Почему сегодня мы практикуем общение артистов со зрителем? Я всегда ставлю себя на место другого человека. Я как зритель пришел, посмотрел спектакль, и мне хочется поговорить с тем или иным артистом, мне хочется его услышать, мне, как зрителю, хочется высказать своё мнение и хочется услышать мнение режиссёра. Театр молодёжи, конечно, привнёс новое. Наш сегодняшний театр за диалог со зрителем – он живой организм. Ещё раз говорю – нам очень важна обратная связь. У нас и зрительский отдел, и молодые ребята контролёры всегда в диалоге, они всегда общаются со зрителем, всегда выслушивают его мнение. И ни в коем случае мы не идём у зрителя на поводу, нет. Но уметь слушать и слышать надо. Не так, что сам захотел, то и поставлю. Нужно подумать, насколько сегодня это необходимо, что понесёт тот или иной спектакль. Мне интересно привозить новых режиссёров. Зрителям тоже интересно увидеть новое, новый режиссёрский почерк. И это здорово, когда меняются режиссёры, меняются художники, потому что это совершенно другое – новое. – Вы человек рисковый? – Да. С Театром молодёжи я не с первого раза согласился принять участие в конкурсе на должность директора. Сейчас вспоминаю – да, это был риск. Представьте, когда ты начинал всё практически с нуля и вывел театр уже на определённый уровень. – Вы имеете в виду уссурийский театр имени Комиссаржевской, которым руководили почти 9 лет? – Да, о нём. Всё было прекрасно – зрители, аншлаги, фестивали, гастроли, прекрасные выстроены взаимоотношения. Всё есть. Нет же, (смеется) надо было ввязаться в новое. И сегодня… – Зрители, аншлаги, фестивали, гастроли, прекрасные взаимоотношения… – Это всё есть, да. Но я всегда говорю – наверное, не рисковал бы, если бы не был уверен в команде, в людях. Сегодня команда Театра молодёжи сформирована именно та, с которой можно работать, с которой можно творить, достигать. Ведь фестиваль «Метадрама» – об этом говорят и ваши коллеги журналисты – это визитная карточка города Владивостока и Приморского края. «Метадрама» – это дело рук нашей команды. Поэтому и рискую, и команда так же рискует. – До «Метадрамы» в Приморье же не было театральных фестивалей – он первый? – Не было. Это первый профессиональный театральный фестиваль в Приморье. Ещё раз повторю –инициатором фестиваля в 2018 году выступили Виктория Костюкевич – руководитель проекта «The Драма», наш известный драматург, которая, кстати, написала пьесу по Бриннеру, она идёт у нас на сцене, и наш зрительский отдел. Они предложили: «А давайте сделаем!?». «Давайте». И получилось. Это опять же к вопросу о риске. Всё начиналось абсолютно за счёт собственных средств театра. Были приглашены театры из Приморского края, Хабаровск приехал. И получилось. Следующий фестиваль прошел за счёт федерального бюджета. В 2020 году фестиваль не состоялся по всем нам известным причинам – из-за пандемии. Но, тем не менее, мы сделали проект «Театральный дворик». А в этом году нас поддержало Министерство культуры края и губернатор Олег Николаевич Кожемяко. Сейчас мы делаем фестиваль уже совместно с нашим правительством. Приглашены известные на сегодняшний день режиссёры, театральные критики. Программа фестиваля, он пройдёт с 1 по 6 июня, очень насыщенная. Поэтому (смеётся) рискованные ребята здесь собрались. – И Вы выигрываете. – Нам ли судить? Судить можете вы. Вы становитесь участниками этого действа, вы попадаете в его атмосферу, а мы наблюдаем со стороны. Мы организовываем это пространство, составляем программу, а вы, зрители, становитесь его участниками. И вам лучше знать, выигрываем ли мы. – Но у вас же зрительные залы на спектаклях заполнены. – Заполнены, но, с учётом рекомендаций Роспотребнадзора – 50 на 50. Зрители обращаются: когда же эти ограничения уже закончатся. Недавно мне звонит худрук Лидия Михайловна, говорит, не знаю, что делать, у нас на «Снежную королеву» женщина попала только на пятый спектакль – нет билетов. А казалось бы – просто сказка. – Ваша «Снежная королева» – шикарный спектакль. – Я к тому, что это спектакль не взрослый, не вечерний. – Здесь не соглашусь. Со «Снежной королевой» вы попали на всех. Для взрослого человека он интересен так же, как и для юного. – Так же, как и «Алые паруса». – Это да, так же и, кстати, билеты на «Алые паруса» тоже было трудно достать. Но в «Снежной королеве» есть что-то особенное, новая стилистика, которой прежде в театре не было, и с которой, понимаю, опять же, рисковали. – Вот есть чуйка у режиссёра. Конечно, мы переживали, вот идея с куклами – как? Есть же кукольный театр. А режиссёр говорит: «Здесь другое немного!» И ей удалось это сделать. (Режиссёр спектакля «Снежная королева» Лидия Василенко, художественный руководитель театра. В спектакле актёры используют кукол – прим. ред.). Мне с Лидией Михайловной очень комфортно работать и как с режиссёром, и как с художественным руководителем. Во-первых, она профессионал. Сегодня мы уже планируем репертуар на 2022 год, обсуждаем его, прежде чем принять решение, всё 250 раз взвешиваем. А нужен ли нам этот спектакль? А какой режиссёр будет его ставить? Мы делаем всё коллегиально, садимся, так же со зрительским отделом – и устраиваем мозговой штурм. – И вновь о юбилейном театре. – Знаете, мне очень приятно то, что артисты, наше старшее поколение, работая здесь, остаются молодыми, несмотря на возраст. Есть те, кто работает в нашем театре и более 50 лет. Это и Копылова Галина Петровна, и Серебрянская Екатерина Павловна, и Волосянко Александр Игнатьевич. Они в душе молодые! Ведь их окружают молодые ребята. Вот вам и Театр молодёжи. Для меня сегодня очень важно, что артистам Театра молодёжи работу давай и давай. Они горят. Они хотят работать. И когда артисты не видят себя в распределении нового спектакля, то им это тяжеловато, потому что они хотят всегда быть в форме, всегда хотят работать. Это очень здорово. – Что впереди, чем откроете юбилейный сезон осенью? – Юбилейным спектаклем «Синяя птица» – это спектакль о нашем театре. Его поставит режиссёр – Виталий Дьяченко. Пьесу пишет драматург специально под юбилей нашего театра, за основу взяли пьесу Мориса Митерлинка, написанную в 1905 году. В «Синей птице» мы пройдём историю со дня основания театра до сегодняшних дней. «Лес» по пьесе Александра Островского поставит Александр Огарев – художественный руководитель Астраханского драматического театра. Он прилетает в начале июля на читку с артистами, а затем, в сентябре начнутся репетиции, премьера состоится в ноябре. – А можно о «Синей птице» чуть подробнее – что это будет? – Это будет театральная фантазия, путешествие по ключевым событиям нашего театра за его 75 лет. Это дань памяти и наше настоящее.