В мире
Новости Москвы
Политика
Общество
Происшествия
Наука и техника
Шоу-бизнес
Армия
Статьи

Цирк Никулина на Цветном бульваре 15 мая откроет новую программу в Минске

Максим Юрьевич, каково это - повесить замок на двери цирка почти на год?

Цирк Никулина на Цветном бульваре 15 мая откроет новую программу в Минске
Фото: Российская ГазетаРоссийская Газета

: Это сложно. Зрители лишились удовольствия посещения цирка, артисты - удовольствия общения со зрителями. Обидно, что была приостановлена программа, которую мы долго готовили. Пригласили на нее итальянского режиссера и европейских артистов. Кстати, все зарубежные артисты пережили начало пандемии в России. Вы же помните, какая ситуация была в . Мы предложили на выбор - вернуться домой или остаться здесь. Они попросили оставить их в России на любых наших условиях. Некоторые артисты переболели, не в тяжелой форме. Сейчас наши задачи - планирование и развитие, даже в непростых условиях. Мы, как и многие, за время локдауна потеряли большие деньги.

Видео дня

Сколько?

Максим Никулин: Примерно 300-350 миллионов рублей. Это только прямые убытки. О финансовой катастрофе речи, конечно, нет. Но сумма все равно огромная, так как мы хотели потратить деньги на подготовку юбилейного года . Планы пришлось скорректировать.

выделяло средства на поддержку зоопарков и цирков. Вам помогли?

Максим Никулин: выделило грант мэра - 100 миллионов рублей. Определенную сумму выделил и Департамент по культуре . Большое спасибо за поддержку. Всех убытков это не покроет, но мы понимаем, какие потери понесла вся страна, российская экономика, поэтому грех жаловаться.

К тому же цирк не относится к жизненно важным отраслям.

Максим Никулин: Считаю, что относится. Даже во время войны продолжали кормить цирковых животных, когда людям еды не хватало. Покупали мясо для хищников. Цирк - это место, где цепляешь оптимизм. В непростые 90-е люди ходили в цирк, чтобы на пару часов забыть о том, что происходит за его стенами. Атмосфера праздника, красивые люди, красивые костюмы, животные, музыка, смех - цирк возвращает нас в детство. Когда человек чувствует это, понимает, что все не так плохо.

Как цирку разрешили работать сейчас, и будут ли повышаться цены на билеты?

Максим Никулин: Нам разрешили работать, как и всем, при 50-процентной заполняемости зала. Я могу продать подряд до шести билетов - на семью, далее пустое место.

Стоимость билетов повышать не будем. Но постараемся в первую очередь продавать билеты по высокой цене. Это места в первых рядах за 3-5 тысяч рублей.

Цирк считается безубыточным при 60-процентной заполняемости зала. От этой точки начинается чистая прибыль. Понятно, что в данной ситуации приходится зарабатывать дополнительно. Кое-что придумываем, мелочь, конечно, но на жизнь хватает. Некоторые мои коллеги вообще были вынуждены закрыться и, возможно, не смогут вернуться к работе в прежнем статусе.

Планируете ли прививать животных против COVID-19?

Максим Никулин: Эти вопросы у нас мониторит ветеринарная служба. Но я ни разу не слышал серьезной информации о болезни или возможности переноса инфекции цирковым животным. Сам сделаю прививку, потому что много езжу.

Максим Юрьевич, сегодня более 45 государств в мире частично или полностью законодательно запретили использовать животных в цирке. Как вам это?

Максим Никулин: Если в России примут такой нормативный акт, я, как человек законопослушный, буду обязан ему следовать. Но по мере того, как это будет обсуждаться и муссироваться, я молчать не буду. Постараюсь убедить, что это не совсем правильно. Мне кажется, что человек, который даже из гуманных, как ему кажется, соображений держит в однокомнатной квартире пять собак и восемь кошек, более жесток, пусть неосознанно, чем дрессировщик. А как относиться к недоумкам, которые берут бойцовых собак, их жестоко натаскивают, чтобы они рвали людей? А к тому, что люди заводят животных, которые генетически не приспособлены к жизни в квартире, в ограниченном пространстве? А к приютам, в которых условия содержания далеки от идеальных, мягко говоря?

Этим надо заниматься. А в цирк лезть не нужно, здесь все налажено.

Есть животные, вообще не поддающиеся дрессировке?

Максим Никулин: У нас редко, а в Европе можно увидеть жирафа в цирке. Смешно, когда пишут "дрессированный жираф". Вся дрессура сводится к тому, что жираф обходит манеж, и зрители кормят его бананами. И вот он шею наклоняет, глаза огромные, язык лиловый, рожки - интересно. Но над жирафом никто не издевается, он просто ходит.

В мире есть всего два сильнейших цирка со своими школами - русский и китайский. У китайцев уклон в акробатику, у нас - в дрессировку животных

Какое животное самое опасное и непредсказуемое в цирке?

Максим Никулин: Медведь. Он опаснее льва. Дрессировщики говорят, что видят агрессию за несколько минут до нападения льва - он прячет глаза, прижимает хвост. Есть множество признаков, по которым можно определить возможный конфликт и его пресечь. Самый эффективный способ - дистанция. Хищник нападает, когда человек близко к нему подходит.

А медведь непредсказуем. Глазки маленькие, движения однообразные. Почти у всех медвежатников сдвинуты позвонки. Медведь может внезапно обхватить, и затрещат кости. Может просто неожиданно махнуть лапой и нанести увечья. Однажды на гастролях в медведица не ударила, а просто отмахнулась от дрессировщика. Потом он говорил, что хорошо рубашка была красная, зрители крови не увидели.

Звери нападают по разным причинам. В основном от испуга. Может застрять в сетке коготь или еще что-то... Совпадение нескольких причин может спровоцировать серьезный конфликт. Почти все дрессировщики покусаны, порваны, поломаны.

считает, что артист - визитная карточка нации. Есть в России сейчас цирковые артисты такого высокого уровня?

Максим Никулин: В мире есть всего два национальных сильнейших цирка со своими школами - русский и китайский. У китайцев с уклоном в акробатику, у нас - в дрессировку животных. Во многом цирк и в , и в России достиг таких высот из-за тоталитарной системы, которая в том числе создавала для себя бренды. Не на пустом месте, конечно. За этим стояли долгие и серьезные тренировки.

И раньше, когда брендированием занималось государство, работало целое Бюро пропаганды советского циркового искусства. Выходил журнал "Советский цирк". Про цирковых артистов снимали фильмы художественные - "Полосатый рейс", "Укротительница тигров" и документальные - "Необыкновенный отель", "Юрий Никулин", "Солнце в авоське". Это делалось по плану, и была целая структура, которая его реализовывала. Сегодня государство брендированием цирка почти не занимается. Тем не менее бренды есть - братья Запашные, с его шоу огня, воды и света, молодой интересный артист-клоун и другие.

Вам не кажется, что цирк выпал из обоймы экспортных продуктов в том числе из-за жесточайшей конкуренции, которая сейчас идет между направлениями массового искусства?

Максим Никулин: А в цирке две тысячи зрителей, больше, чем в зале кинотеатра. Цирк - самая честная вещь. Люди устают от сидения в интернете, от "фотошопов", от спецэффектов. Я всегда говорю, что по канату "под фанеру" не пройдешь и тройной сальто-мортале не сделаешь. Кроме того, цирк - уникальное пространство, где, подняв глаза от арены, можно увидеть лицо зрителя, сидящего напротив вас, обменяться эмоциями.

В чем формула успеха - в таланте или в технологиях?

Максим Никулин: Формула успеха - и в таланте, и в технологиях, и в способностях. Но ключ, открывающий сердца зрителей, - это драматургия.

Все меняется. И подход к цирку тоже. Меня недавно спросили, почему сейчас в цирке нет анонсов демонстрации рекордных трюков. Раньше шло объявление, затем барабанная дробь и после - трюк. Но цирк - искусство. Сравним с Большим театром. Представьте, вы смотрите "Жизель". Вдруг замолкает оркестр, выходит человек в черном костюме и говорит: а сейчас солистка нашей труппы, прима такая-то, исполнит рекордное количество фуэте. Барабанная дробь и она крутит фуэте. Считайте! Смешно, да?

Поэтому мы постепенно от этого отходим, движемся к большей театрализации циркового процесса. Это уже не просто акробат или лирическая пара, это люди, которые рассказывают свою историю. Историю любви, надежды, вражды, отчаяния, историю взаимоотношений, за которой вы наблюдаете. И они силой своего жанра делятся со зрителем. Однако это не должна быть сильно мудреная или тяжелая история, потому что в цирк люди приходят за другим. Но история может быть и серьезной, и философской.

не был смешным клоуном и не вызывал гомерического хохота, как Никулин, Шуйдин или Попов. Енгибарова называли клоуном с осенью в сердце, он заставлял людей думать. Это совершенно другая история, но это тоже цирк.

Зритель стал более искушенным, и он понимает, что такое хорошо и сложно. Но даже если гимнаст делает, грубо говоря, пять сальто-мортале, но не умеет рассказывать свою историю, он будет не интересен зрителю.

С какими цирками на постсоветском пространстве вы поддерживаете связи?

Максим Никулин: Дружим почти со всеми цирками. Например, у нас очень тесные и интересные связи с белорусскими коллегами, с Белорусским государственным цирком в . Наши артисты регулярно там работают.

В мае в минском цирке стартует программа, посвященная столетию Юрия Никулина. Ставит ее , деятель цирка, режиссер, артист в прошлом. Сейчас он занимается продюсированием. Я обязательно полечу на премьеру.

Как долго будет идти программа в Минске?

Максим Никулин: В течение года. В вообще очень любят цирк. Там их всего два - в Минске и в . В Минске построили новый цирк. Роскошный! Даже слишком, с моей точки зрения. Старое здание почти сломали и возвели новое. Я был на открытии. Огромные коридоры, высокие потолки. Я, как хозяйственник, сразу думаю о том, как это содержать, отапливать, мыть.

Что должно быть в цирке на высшем уровне?

Максим Никулин: Все. И у нас одна из лучших в мире команд, если не лучшая.