Александр Жуков: «Стараюсь не пропускать ни одной театральной премьеры»

С первого созыва в Государственной Думе было немало выдающихся деятелей культуры и искусства, которые не только на законодательном уровне отстаивали интересы отрасли, но и оказали большое влияние на формирование мировоззрения и художественного вкуса депутатов. «Работая в течение нескольких созывов бок о бок с режиссёром Станиславом Говорухиным, многие парламентарии увлеклись кинематографом, а депутаты — коллеги Галины Волчек стали заядлыми театралами», — вспоминает думский старожил Александр Жуков. О роли культуры в жизни депутатов первый вице-спикер палаты рассказал в рамках авторского проекта депутата Наталии Пилюс в пресс-центре «Парламентской газеты».

Александр Жуков: «Стараюсь не пропускать ни одной театральной премьеры»
© Парламентская газета

- Александр Дмитриевич, вы были депутатом шести созывов Государственной Думы. Какие наиболее интересные встречи с деятелями культуры повлияли на вас, на формирование вашего характера, вашего мировоззрения?

- Первым, кто привил мне любовь к истории и культуре, был мой отец Дмитрий Жуков — писатель и автор историографических книг о деятелях истории: протопопе Аввакуме, Сергии Радонежском и других. Он был человеком энциклопедических знаний, а в нашем доме часто бывали известные писатели и художники: Солоухин, Бондарев, Шилов и Глазунов. Так что к культурной среде я был приобщён с раннего детства. 

Уже будучи депутатом Госдумы в течение нескольких созывов, я работал с выдающимся режиссёром Станиславом Говорухиным, который последние годы возглавлял Комитет по культуре. Мы с ним достаточно близко общались, как и с худруком «Современника» Галиной Борисовной Волчек. С Иосифом Кобзоном в пленарном зале несколько лет просидели на соседних партах. Депутатом избирался и певец Александр Розенбаум. Все они не только внесли огромный вклад в развитие законодательства о культуре, но и оказали колоссальное влияние на своих коллег. Разумеется, такое близкое сотрудничество так или иначе приобщает к театру, кинематографу. Станислав Говорухин заложил традицию показывать в парламентском киноклубе лучшие отечественные фильмы, приглашал на просмотры известных актёров. В «Современнике», в бытность Галины Волчек депутатом, мы не пропускали ни одной премьеры. Этот театр и сегодня один из моих любимых. 

Во время работы в Правительстве в течение 10 лет я был председателем попечительского совета Большого театра. Это время совпало с реконструкцией самого известного театра страны, в результате которой Большой был, по сути, заново отстроен, но при этом сохранил свой исторический облик. Это был масштабный и очень сложный проект. Трещины в фундаменте театра могли, без преувеличения, привести к полному обрушению здания. Были проведены колоссальные работы, вырыли котлован глубиной более 30 метров, чтобы строители могли «зайти» снизу. Были установлены сотни бетонных свай, скрепили фундамент.

Теперь о масштабе работ напоминает только Бетховенский зал внизу, под основным зданием театра — это бывший котлован. А у меня была уникальная возможность посмотреть на театр с неожиданного ракурса.

Большой театр всегда был и остаётся главным театром страны и ведущим в мире. Много раз я был свидетелем, как проходят гастроли театра в разных странах, как принимают артистов Большого на самых лучших мировых театральных площадках. Каждый раз это восторг публики, нескончаемые овации. Стараюсь бывать на всех премьерах: люблю и оперу, и балет. Огромное впечатление на меня произвёл драматический спектакль «Двенадцать», показанный Никитой Сергеевичем Михалковым буквально на днях, 24 апреля, на сцене Большого. Это был уникальный опыт.

- Вы возглавляете оргкомитет по подготовке и проведению празднования 100-летия Театра им. Евгения Вахтангова. О каких планах по предстоящему юбилею можете сообщить нашим зрителям?

- К 100-летию театра готовится большая программа: уже проведена масштабная модернизация сцены, будет открыт дом-музея Вахтангова во Владикавказе — создается уникальная творческая и образовательная площадка, издаются книги по истории театра — презентация двухтомника «После Вахтангова» и книги «Наш Этуш» состоится 19 мая и многое другое. Только запланированные гастроли откладываются — пандемия внесла свои коррективы.

Что касается творческих мероприятий, то к 100-летнему юбилею художественный руководитель театра Римас Туминас ставит «Войну и мир». Премьера запланирована на осень, думаю, что это будет значимым событием в культурной жизни страны. Ведь Вахтанговский театр — один из любимых россиянами. Совсем недавно онлайн пересмотрел спектакль «Принцесса Турандот» 1968 года и в очередной раз был поражён, насколько свежо и актуально он смотрится.

- Какие законопроекты в области культуры в этом созыве вы считаете приоритетными и почему? С какими законами или событиями в жизни страны, по вашему мнению, будет ассоциироваться седьмой созыв Государственной Думы? 

- В первую очередь закон, который оптимизировал процедуру госзакупок для учреждений культуры. Прежняя система была тормозом для подготовки новых спектаклей, концертов и выставок. Не менее важным считаю закон, направленный на борьбу с билетной мафией, который дал возможность защитить театры от спекулянтов. По опыту Большого театра я знаю, что это большая проблема, когда билеты скупают спекулянты, а затем распродают втридорога.

Из законопроектов, которые находятся в портфеле Госдумы, хотел бы отметить инициативу, которая устранит избыточную маркировку произведений искусства. Убеждён, что существующая система 0+, 6+ и так далее порой мешает школьникам знакомиться с классикой. Безусловно, она требует совершенствования.

Кроме того, на рассмотрении палаты законопроекты об увековечении памяти Победы в Великой Отечественной войне, в частности разработанные по поручению президента поправки о запрете публичного отождествления роли СССР и фашистской Германии во Второй мировой войне.

- Вы приехали в пресс-центр «Парламентской газеты» со встречи парламентской фракции «Единая Россия» с премьером Михаилом Мишустиным в рамках подготовки к отчёту Правительства в Госдуме. Обсуждался ли там вопрос дополнительной поддержки регионов и сельских территорий в рамках нацпроекта «Культура»?

- В Послании Президента Федеральному Собранию был поставлен широкий круг задач социальной направленности, по многим из которых нужно принять решения безотлагательно. Причём нужно их не только быстро принять, но и добиться, чтобы они быстро вступили в действие, и здесь требуется совместная работа депутатов и Правительства. Наша партия считает, что на строительство сельских домов культуры и кинотеатров выделяется недостаточно средств. А это важнейшая часть поддержки сельских территорий. Люди уезжают из села, если нет культурной жизни. Нужно эту программу обязательно развивать.

- Ваша жизнь неразрывно связана со спортом. Вы были президентом Олимпийского комитета России. При подготовке и проведении Олимпиад большое внимание уделяется культурной составляющей. Как была представлена наша страна на Олимпиадах в части культуры и искусства? Какое культурное событие тех лет вам больше всего запомнилось?

- Действительно, Олимпиада всегда не только спортивное мероприятие. Это уникальное событие, когда люди из разных стран могут познакомиться друг с другом, продемонстрировать свои достижения, в том числе в области культуры. Именно поэтому культурная составляющая любой Олимпиады очень весома. Особые возможности при этом есть у страны-хозяйки. Россия в максимальной степени воспользовалась Олимпиадой в Сочи, чтобы рассказать о себе всему миру… Приведу лишь одну цифру: за 4 года до Игр в Сочи в рамках подготовки к Олимпиаде мы провели около 3 тысяч различных концертов, выставок и премьер, в которых приняли участие около тысячи артистов и деятелей искусства. Лично для меня самым запоминающимся стал концерт оркестра под руководством Юрия Башмета для строителей олимпийских объектов. Башмет с музыкантами играли прямо на стройке хоккейного дворца в Имеретинской долине, в лютую стужу и в строительных касках. Это было совершенно невероятное зрелище!

Культура — это особый, универсальный язык межнационального, межгосударственного общения. Именно поэтому так важно, чтобы каждое крупное межгосударственное мероприятие — спортивное, политическое, экономическое — сопровождалось культурной программой. Особое место занимают и культурные обмены, перекрестные годы стран и так далее. Это позволяет странам и народам больше знать, уважать и доверять друг другу. Хотя бывают и забавные ситуации. В ходе конкурса российской песни в рамках Года культуры России в Китае я узнал, что, оказывается, многие жители этой страны считают, что «Подмосковные вечера» и «Катюша» — народные китайские песни. А если серьёзно, убеждён, культура — неотъемлемая часть жизни каждого человека и важная составляющая сотрудничества между странами.

Беседовала Наталия Пилюс

Записала Светлана Заверняева