Войти в почту

Жизнь и роли Александра Швачунова

В репертуаре актёра Курского драматического театра имени А. С. Пушкина Александра Швачунова 120 ролей. Вместе с корреспондентом «КП» юбиляр вспомнил, как работал над некоторыми из них. Первые аплодисменты достались Буратино Куряне знают и любят разные роли Александра Швачунова: Фамусова и Тота, который получает пощёчины, Бэзила – друга Дориана Грея и Короля в «Золушке». Но мало кто знает, что свою первую роль – Буратино – он сыграл в семилетнем возрасте. Александр Швачунов вырос в театральной семье. Папа – диктор телевидения Сергей Швачунов, мама – режиссёр народного театра Людмила Швачунова. Сегодня Людмила Петровна воспитывает новое поколение актёров и режиссёров – преподаёт в Курском колледже культуры. В народном театре и состоялся дебют Александра Швачунова. – В спектакле «Приключения Буратино» был такой момент: прямо с балкона сбрасывали верёвочные лестницы – Мальвина, Пьеро, Буратино должны были подняться прямо из зрительного зала, на балконе и находился тот самый холст папы Карло – дверь в театр, – вспоминает Александр Сергеевич. – Сейчас таких трюков с участием детей, наверное, не позволили бы. Но нам не запрещали, а мы ничего и не боялись. Иврит для «Ктубы» «Что у нас сегодня? Обед? Почему не огурец?» – эта и многие другие фразы из спектакля «Ктуба» всегда вызывают смех. Во многом благодаря тому, как их произносит актёр. Пьеса сама по себе и смешная, и мудрая. Особую атмосферу в «Ктубе» создаёт мелодика речи. – Мы начали искать её уже во время читки пьесы, знакомясь с текстом, – говорит Александр Швачунов. – Сразу решили, что это должен быть не одесский акцент, а мелодика речи. В одной из телепередач я услышал, как разговаривают на русском языке гости из Израиля. Мне показалось, что это надо использовать. Мне не хотелось, чтобы получилась какая-то пародия, вызывающая гомерический смех. В спектакле весь сыр-бор разгорается из-за брачного договора. Подумаешь, какая-то бумажка! Но это история жизни людей, которые любят друг друга и чтят древние традиции и обряды гораздо больше, чем кажется им самим. Спектакль идёт уже много лет с неизменным аншлагом. Значит, у нас всё получилось. Сирано остался с носом Режиссёры знают: роль Сирано де Бержерака может быть в репертуаре только талантливого и сильного актёра. О ней мечтают многие. Актёр в этой роли должен быть очень разным: романтический поэт, безнадежно влюблённый, хулиган и бретёр. Сегодня спектакля по пьесе французского драматурга Эдмона Ростана «Сирано де Бержерак» уже нет в репертуаре Курского драматического театра. А жаль! Долгие годы он не сходил со сцены. В главной роли блистал Александр Швачунов. – Наступила «усталость металла», – говорит он, – есть такой термин, означающий износ декораций. В основе сложных декораций были металлические конструкции: это была огромная, массивная, красивая башня. Люди выдерживают многое, а декорации – нет. Я боялся другого момента. У Сирано огромный нос. Клей, на который мне его «сажали» гримёры, был довольно жидким. Несколько раз нос отваливался. И я постоянно боялся, что это случится вновь. Очень благодарен зрителям, что они тогда не рассмеялись. Если бы в зрительном зале был я, ни за что бы не сдержался. Пощёчины и полёты Тота Спектакль по пьесе Леонида Андреева «Тот, кто получает пощёчины» поставила в Курске московский режиссёр Наталья Людскова. Главный герой – клоун, который по сюжету репризы получает удары по лицу. Клоун Тот – «человек из общества», оставивший светскую жизнь. Герой боготворит юную наездницу Консуэллу. Красавица же влюблена в жокея Альфреда Безано, но собирается замуж за богатого графа Манчини. Леонид Андреев – один из самых сложных и талантливых авторов, а роль Тота – одна из самых трудных в драматургии. Ведь актёр должен понять, что движет героем, почему человек, отказавшийся от многого ради любви, совершает страшный поступок. Тот боготворит чистую любовь и презирает фальшь. Для него Консуэлла – идеал чистой любви, и он хочет, чтобы она такой для него и осталась. – Тут хочется вспомнить, – замечает актёр, – как на третьем туре вступительных экзаменов в театральный вуз мне сказали: «Ну лети теперь». Я раскрыл руки и полетел по аудитории. Это было задание на сценическое действие. Но в «Тоте» мне пришлось взлететь по-настоящему. И это, на мой взгляд, одна из самых красивых сцен спектакля. Фамусов танцует В 2016 году Александр Швачунов был отмечен на Всероссийском театральном фестивале «Волжские театральные сезоны» в Самаре в номинации «За лучшую мужскую роль» (это был Фамусов в «Горе от ума»). Фамусов Александра Швачунова коварен и в то же время обаятелен. Танцы в спектакле ставила заслуженная артистка Галина Халецкая – супруга Александра Сергеевича. Первое её образование – хореограф. Галина Николаевна очень талантлива не только как актриса. У неё редкий дар: не каждый хореограф может работать с драматическими артистами. Очень важно придумать режиссёрское решение танцевального номера. В «Горе от ума» танцы играют огромную роль. Особенно сильна пластическая композиция в финале: Чацкого, лишнего человека, «выталкивают» не только из дома Фамусова, но и из жизни. Танец здесь «говорит» больше, чем слова. – Кстати, хореография не является моей сильной стороной. В институте я всегда старался стать за Галкой, чтобы всё повторять. У меня вышла бы по этому предмету «тройка», но я очень старался. В итоге получил красный диплом. Один в двух лицах Александр Швачунов не только актёр, но и талантливый режиссёр. Свое 50-летие он отпраздновал на сцене. Спектакль «Пришёл мужчина к женщине» они сыграли вдвоём с женой. Кстати, осенью спектаклю исполняется 10 лет. Бенефис прошёл с аншлагом. – Этот спектакль мне предложили поставить ещё, когда я руководил театром-студией. Потом мы поставили его на малой сцене. Я сам покупал костюмы, декорации. Объездили со спектаклем всю Курскую область. Бенефис показал – куряне хотят видеть эту работу. Есть ещё спектакли, где Швачунов – и актёр, и режиссёр. Например, в спектакле «Переполох в доме Барнье» Александр Сергеевич – хозяин этого самого дома. Спектакли Александра Швачунова очень популярны. В «Семейном портрете с посторонними» звучит песня о России. В Курске она обрела вторую жизнь. – Это казачья песня, – говорит актёр. – Мой прадед есаул Тимофей Кочетков служил в личном Его Величества императорском конвое. Есть фотография – прадед в Царском Селе. Думаю, мне передался его характер. Я очень свободолюбивый человек. Это мне и помогает, и мешает. Музыкальное оформление спектакля всегда очень важно. Недавно мы пережили огромную, невосполнимую утрату. Ушёл из жизни Илья Исаакович Сакин, заведующий музыкальной частью театра. Я помню с детства Илью Исааковича, он работал и с моей мамой. Успех моих спектаклей – это и его заслуга. Я должен был с ним делать новую сказку, он мне уже даже тему главную наиграл на рояле. Елена ГАМОВА Фото Александра МАЛАХОВА