Православные христиане отмечают Вербное воскресенье

МОСКВА, 25 апреля. /ТАСС/. Православные христиане празднуют Вербное воскресенье, или же Вход Господень в Иерусалим - один из двунадесятых праздников, связанных с земной жизнью Христа и Богородицы и наиболее важных в православии. Председатель информационной комиссии Московской городской епархии священник Александр Волков в преддверии праздника сообщил ТАСС, что богослужения в этот день пройдут в обычном режиме.

"Все будет как обычно, без каких-то специальных условий", - сказал он. В прошлом году в связи с пандемией коронавируса верующие могли освятить вербы дома. Для этого достаточно было самостоятельно прочесть праздничный тропарь и трижды окропить их святой водой.

Накануне, в Лазареву субботу, день памяти воскрешения преподобного Лазаря из Вифании, патриарх Московский и всея Руси Кирилл совершил литургию в Александро-Невском скиту близ Переделкино и всенощное бдение в кафедральном храме Христа Спасителя в Москве. В храме Христа Спасителя он, по православному обычаю, освятил пальмовые ветви и ветви вербы.

Вербное воскресенье открывает последнюю предпасхальную неделю Великого поста - Страстную седмицу. Для церкви это время воспоминаний о страданиях и смерти на кресте Иисуса Христа. В течение этой недели принято держать наиболее строгий пост.

История и традиции праздника

Праздник посвящен содержащимся во всех четырех Евангелиях воспоминаниям о торжественном входе Христа в Иерусалим.

Согласно преданию церкви, в последний год земной жизни Христос по дороге в Иерусалим узнал о болезни своего друга Лазаря из Вифании. Вместе с учениками он отправился в Вифанию, но не застал Лазаря живым: уже четыре дня он покоился в погребальной пещере. Придя к ней, Иисус начал молиться, а затем воскликнул: "Лазарь, иди вон!". После этого воскресший Лазарь вышел из гробницы - памяти о его воскресении и посвящена Лазарева суббота.

На следующий день Христос подъехал к Иерусалиму, где перед праздником Песах (один из главных праздников иудаизма, установленный в память о библейском исходе евреев из Египта) собралось множество паломников. К удивлению горожан, он въехал в городские ворота не на коне, как триумфатор, а на скоромном ослике.

Народ приветствовал Иисуса, дорогу перед ним застилали одеждой и пальмовыми ветвями, которыми в то время чествовали победителей и брали с собой в паломничества. Поэтому пальмовые ветви стали атрибутом праздничных богослужений у восточных христиан и католиков, а в России и некоторых других странах их заменили букеты из веточек вербы.

Считается, что, войдя в город, Христос направился в Иерусалимский храм, из которого выгнал торговцев, и исцелил там всех пришедших к храму немощных и больных. Жители после этого еще больше поверили в него как в спасителя Израиля. Вечером же Христос с учениками вернулся в дом Лазаря.

Особенности и традиции

Вход Господень в Иерусалим формально не имеет в церковном календаре дней предпразднества накануне и попразднества после него, так как приходится на период между первыми 40 днями Великого поста - Четыредесятницей - и Страстной неделей. Накануне праздника в Лазареву субботу, в православных храмах освящают вербные ветви. Освященную вербу раздают прихожанам, которые держат ее во время службы вместе со свечами.

В Иерусалиме в этот день традиционно совершается крестный ход под предводительством патриарха Иерусалимского. Процессия с пальмовыми ветвями и иконой праздника проходит дорогой Христа: с Елеонской горы спускается в Гефсиманию и вступает в Старый город. На христианском востоке есть обычай крестного хода с младенцами, так как дорогу Христу устилали пальмовыми листьями дети.

Славяне приписывали освященной вербе особую целительную силу, веря, что она может спасти от грозы, исцелить больных, уберечь домашний скот от мора, сглаза и хищников. С праздником было связано много пословиц и примет. Считалось, к примеру, что мороз в этот день предвещает хороший урожай яровых.