Бумажные предсказания и наследие Немецкой слободы. Чем знаменито Скорбященское кладбище Рязани
Между тем, старинные кладбища — это места, где пересекаются материальная и духовная культура; не зря существует целая дисциплина, которая их изучает — некрополистика.
В этот раз 62ИНФО расскажет об одном из старейших кладбищ города — Скорбященском.
Новое старое имя и купцы-меценаты
На вопрос, почему Скорбященское кладбище носит такое название, однозначного ответа нет. На первый взгляд, всё просто — храм здесь освящён в честь иконы Богородицы «Всех скорбящих радость». Но оно было на слуху у горожан ещё до строительства церкви. В ХVIII веке Скорбященское кладбище располагалось на окраине Рязани, неподалёку от современной Театральной площади. Рядом находилась Немецкая слобода — здесь жили немцы-лютеране, лавочники, ремесленники, врачи. В упоминании Скорбященского кладбища говорится, что для «неправославного населения» определён отдельный участок. Но к концу ХVIII столетия возникла необходимость отвести под городские захоронения новое место: старый некрополь был заполнен, да и город менялся — перестраивался по первому генеральному плану.
С 1784 года новое кладбище под старым названием появилось на известном нам месте. Этот год и принято считать датой его основания. Взялись за строительство деревянной церкви — возводили по типовому проекту. Но простояла она недолго. Уже в 1807-ом её сменил каменный храм. Деньги на строительство выделил известный купец Петр Алексеевич Мальшин. В ту пору он начинал слепнуть — один из приделов церкви освящён в честь преподобного Онуфрия Великого; этому святому молятся при проблемах со зрением. Говорят, исцелился и меценат. Тут же, на Скорбященском кладбище, у храма, Мальшин завещал похоронить себя. Могила сохранилась до наших дней.
Спустя век на территории некрополя появился ещё один храм — первый, построенный в Рязани старообрядцем для старообрядцев. Его возведение связано с именем Феодота Игнатьевича Масленникова. В начале ХХ века он был одним из богатейших рязанских купцов. Сохранился его особняк на перекрёстке Московской и Никольской улиц (ныне это пересечение Первомайского проспекта и улицы Павлова).
Для начала Масленников в 1904 году выкупил рядом с православным Скорбященским кладбищем участок для захоронений старообрядцев. Землю обнесли каменной оградой, рядом выстроили одноэтажный каменный дом для сторожа — тут и проводили первые службы. В 1905-ом вышел императорский указ «Об укреплении начал веротерпимости» — это позволило рязанским староверам обратиться с просьбой о строительстве своей церкви. В прошении к Рязанскому губернскому правлению они указали — «на месте упокоения дорогих сердцу останков предков». Губернатор лично утвердил проект, первый камень заложили в июне 1909 года, а спустя год с небольшим храм уже освятили.
Меценат Масленников умер в 1930-ом, похоронили его неподалёку от церкви. Впрочем, к этому времени он уже не был влиятельным богачом — революция разорила купеческую семью. Уезжать же из России Масленников отказался. Последние годы прожил в бедности при храме, некогда построенном на его капиталы.
Службы в старообрядческой церкви продолжались до 1937 года. Потом его закрыли — огороженный высокой кирпичной стеной участок на окраине города очень хорошо подходил для захоронений, которые не должны были увидеть. Сюда начали свозить тела расстрелянных НКВД. Некоторых убивали тут же, в церковных подвалах.
О могилах и расстрелах рассказал в 1991 бывший чекист, участвовавший в этих тайных похоронах. Сейчас об этих событиях свидетельствует мемориальная доска со словами: «Это не должно повториться! В братской могиле за этой стеной покоится прах жертв политических репрессий 30-х годов в Рязани». Число расстрелянных за стеной Скорбященского неизвестно по сей день.
Могила с чудотворным песком и предсказания бумажных фигур
Одно из почитаемых мест кладбища — часовня над могилой Любови Семёновны Сухановской. Похоронили её ровно сто лет назад. Тогда, в 1920 году, на улицы Рязани вышло столько народу, что полиции пришлось обеспечивать порядок. Через толпу несли гроб, обитый ярко-розовой марлей. Что так будет Любовь Семёновна, она же святая Любушка Рязанская, говорила ещё при жизни. Предчувствуя свою смерть, она просила сделать ей розовый гроб. Но в стране был дефицит, исполнить просьбу покойной казалось немыслимо, ткани достать было нельзя, пошли в аптеку — купить хотя бы обычной марли. Но марля в продаже оказалась доселе невиданного цвета — того, который и просила Любушка.
Блаженную провожал весь город. История её жизни была непростой: 15 лет она была парализована, лишь лежала и молилась. Однажды увидела Николая Чудотворца — он велел ей встать и принять на себя подвиг юродства. И Любовь встала. Потом «ушла в затвор» — провела три года, стоя в узком простенке за печкой, не прекращая молитв.
А затем начала бродить по рязанским улицам и предсказывать будущее. Чаще всего вырезала из бумаги фигурки: кому венок — к свадьбе, кому паровоз — к дальнему пути. Одной девушке вырезала целый монастырь — та потом ушла в монахини. Любушка угадывала имена, события; порой заходила в лавки и брала там товар без денег — купцы радовались, это предвещало хорошую торговлю.
Чувствуя скорую смерть, просила знакомых приходить к ней на могилу и брать оттуда песок: «Бери песочек, насыпай в банку с цветами — и в доме будет благодать». Многие годы после этого люди приходили на могилу Любушки за тем самым песком. В 1998 году мощи святой Любови Рязанской были перенесены в Николо-Ямской храм, но часть до сих пор покоится на месте первоначального захоронения.
Эхо войны
В ХХ веке на кладбище появились ещё два особых участка: Мемориальный и Ленинградский. Так в истории некрополя отразилась Великая Отечественная война. Рязань в ту пору была ближним тылом, в городе были развернуты фронтовые госпитали, десятки эшелонов везли раненых. Те, кто умер в госпиталях, нашли последний приют на Скорбященском. В год 40-летия Победы у входа на кладбище возвели памятник-арку со словами: «Бессмертен отдавший жизнь за свободу Родины». Деньги на мемориал собирали всем городом, свой вклад внесли многие предприятия.
Неподалёку — ещё один памятник, он увековечил память ленинградцев-блокадников. Рязань принимала эвакуированных, но многие были в таком состоянии, что помочь им было уже нельзя. Хоронили тоже на Скорбященском. И сейчас, спустя 75 лет после окончания войны, пытаются установить имена всех умерших.
Всего на Скорбященском более 26 000 захоронений, из них около 2 000 — могилы жертв войны. Неудивительно, что именно здесь, у Вечного огня, каждый год проводят мемориальные церемонии, возлагают к памятникам цветы, зажигают свечи.
Почётный некрополь
От прочих рязанских кладбищ Скорбященское отличало ещё одно — оно считалось престижным. Есть Аллея почётных граждан, где на могильных плитах можно увидеть немало знакомых большинству горожан имён.
В числе тех, кто похоронен на Скорбященском, — легендарная «хозяйка Рязани», градоначальница Надежда Чумакова (при ней были построены многие знаменитые объекты — тот же Окский мост).
Много здесь военных могил, причём не только героев Великой Отечественной. Здесь, например, похоронен генерал Альберт Слюсарь — знаменитый генерал-десантник, прошедший Афганистан.
Из числа тех, кого внёс свой вклад в сохранение истории города, можно отметить Евгения Каширина, фотохудожника и краеведа. Наконец, из последних захоронений — могила старейшего хирурга России Аллы Лёвушкиной. Она делала операции до 91 года.
Может быть, благодаря своему статусу Скорбященское кладбище сейчас выгодно отличается от того же Лазаревского — оно более ухожено, здесь чаще бывают. Но и работать есть над чем — ведь некрополь такого уровня вполне может претендовать на звание пусть необычной и не совсем привычной, но городской достопримечательности.