Шарль Бодлер и декаденты
Название моих скромных заметок перекликается с заголовком известного сочинения Горького "Поль Верлен и декаденты". Это 1896 год. Алексею Максимовичу нет еще и 30-ти. Он еще не памятник. Он в этой статье подробно останавливается на идейно-ущербной тематике декадентского искусства. Мрачный пессимизм, мотивы уныния, тоски, вечной неудовлетворенности, пророческого бреда, болезней постоянно варьируются в произведениях декадентов как в живописи, так и в поэзии. Но, по выражению Горького, главной героиней декадентов всех мастей является смерть. Как известно, Бодлер умер в 1867-м. Публикация "Цветов зла" в России была запрещена еще при его жизни в 1859 году. Цензоры сочли эти стихи безнравственными и запрет был снят только в 1906 году, после событий 1905 года, когда в России осязаемо возник призрак свободы. Charles Baudelaire. Фото: Фото: pinterest.ru. Хотя первые переводы Бодлера, сделанные в "ужасной, царской, николаевской" России время от времени появлялись в печати. Переводили их, например, Николай Курочкин, который с 1862 года состоял под секретным надзором в связи с делом о "лицах, обвиняемых в сношениях с лондонскими пропагандистами" и после покушения на Александра II просидел четыре месяца в Петропавловской крепости за связи с "государственными преступниками" и эмигрантами". И другой "диссидент" той эпохи сатирик Дмитрий Минаев. Их, в основном, интересовали социально-критические мотивы творчества Бодлера. В1895 году даже вышел целый сборник "русского Бодлера" , состоящий из 53 стихотворений. В переводе еще одного из "бесов" того времени, террориста-народовольца, Петра Якубовича-Мельшина, который в середине XIX в. возглавлял петербургскую организацию “Народной воли”, в 1884 году был заключен в Петропавловскую крепость, а в 1887-м получил 18 лет каторги. Для него эти стихи – "динамитная бомба, упавшая во французское общество". И это для народовольца, разумеется, ХОРОШО. Позже эти стихи были с восторгом приняты декадентами конца века - В. Брюсовым, Вяч. Ивановым, К. Бальмонтом и др., которые бредили ПЕРЕМЕНАМИ, как персонажи знаменитой перестроечной песни Виктора Цоя, и считали "сатанинского" Бодлера с его моральным и эстетическим дендизмом прямым своим союзником на пути преобразования искусства буржуазного мира в нужном, ПРАВИЛЬНОМ направлении. Направлении декаданса. И это тоже было ХОРОШО. Бальмонт писал тогда, обличая трусливую, консервативную интеллигенцию. Он не знал еще, что закончит свои дни в эмиграции: Кто не верит в победу сознательных смелых Рабочих, Тот играет в бесчестно-двойную игру. Он чужое берёт, на чужое довольно охочих, Он свободу берёт, обагрённую кровью Рабочих, Что ж, бери, всем она, но скажи: "Я чужое беру". Даже И.А. Бунин, тогда еще не испытавший "окаянных дней", счел автора "талантливым поэтом", каковым Бодлер, скорей всего, и был. Николай Гумилев подарил "Цветы зла"в 1908 году Анне Ахматовой. Позже переводил Бодлера. Фото: thewallmagazine.ru А вот Чехов Бодлера пародировал. В рассказе "Бабье царство" он описал некоего адвоката Лысевича, прилипалу и болтуна, который выражается так же инфернально, как его французский "фюрер". По первоначалу Бодлер был менее известен в России, чем Золя, Мопассан или тот же Верлен, но когда за дело взялись восторгавшиеся им М. Цветаева и С. Парнок, ситуация резко изменилась, и главный "цветок зла", "пришелся" стране, в которой декаденты, типа Менжинского, служили в ЧК и участвовали в репрессиях, по сравнению с которыми бодлеровские "цветы зла" оказывались цветочками. Однако вскоре декорация опять обновилась, и декаданс вместе с "левым искусством" стал для новых властей персоной нон-грата. Троцкий обвинял декадентов в том, что они хотят уйти от "бурных социальных противоречий" в мир чистого искусства. По объяснению умного марксиста Плеханова, если литературное развитие русского декадентства и не вполне ещё соответствовало существовавшей в России системе капиталистических отношений, то корни его следует искать в условиях реакции конца XIX века. В СССР Бодлера до 1965 года мало или почти не издавали, как, например, перестали издавать и временно очаровавшего большевиков Фрейда. Всплеск интереса к нему возник после "перестройки", в новые "декадентские" годы. Он вошел в моду. Расхожей цитатой стала фраза Бодлера "Этот мир покрыт столь толстым слоем пошлости, что презрение к нему со стороны каждого умного человека неизбежно принимает силу страсти". Была даже издана популярная прозаическая антология "РУССКИЕ ЦВЕТЫ ЗЛА", куда составитель включил Петрушевскую, Сорокина, Гаврилова, Яркевича, себя и даже почему-то Виктора Петровича Астафьева. Я тоже в этом сборнике, увы, присутствую, хотя вряд ли похож на какой-либо цветок… Скорее – на корнеплод. Фото: bookmix.ru. Ну, это все шуточки, а если серьезно, то я не могу понять, как случилось, что творчество Бодлера непостижимым образом повлияло на русскую поэзию ХХ века. А в особенности на стихи поэтов конца ХХ века. Таких вот, как Парщиков, Жданов, Еременко, Кривулин. Которые, скорей всего, обиделись бы, если я назвал их декадентами. ПАРЩИКОВ: Где точка опоры? Не по учебнику помню: галактики контур остист, где точка опоры? Ушедший в воронку, чем кончится гаснущий свист? Или перед собой ее держит к забору теснящийся пыльный бурунчик, или на донце сознания носит ее трясогузка – прыткий стаканчик? Но уронится заверть в расцепе с небесной зубчаткой, а птичка вдоль отмели прыг-скок и ушла, надо мной ли висит эта точка? В сравнении с ней элементы восьмого периода – пух, дирижабли, так тяжела эта точка и неустойчива – лишь время ее окружает, лишь ошметки вселенной и палочки-души (две-три), прежде чем утратиться вовсе, край иглы озирают, и – нет глубже ям. ЖДАНОВ: Есть такое время, за которым никаким часам не уследить. Мимо царств прошедшие народы листобоем двинутся в леса, вдоль перрона, на краю природы, проплывут, как окна, небеса. Проплывут замедленные лица, вскрикнет птица — это лист падет. Только долго, долго будет длиться под твоей рукой его полет. ЕРЕМЕНКО: Идиотизм, доведенный до автоматизма. Или последняя туча рассеянной бури. Автоматизм, доведенный до идиотизма, мальчик-зима, поутру накурившийся дури. Сколько еще в подсознанье активных завалов, тайной торпедой до первой бутылки подшитых. Как тебя тащит: от дзэна, битлов - до металла и от трегубовских дел и до правозащитных. Я-то надеялся все это вытравить разом в годы застоя, как грязный стакан протирают. Я-то боялся, что с третьим искусственным глазом подзалетел, перебрал, прокололся, как фраер. Все примитивно вокруг под сиянием лунным. Всюду родимую Русь узнаю, и противно, думая думу, лететь мне по рельсам чугунным. Все примитивно. А надо еще примитивней. КРИВУЛИН: Деревья, усопшие в сером снегу, и две одиноких вороны... Идея России, насколько могу проникнуть сознаньем за ровный, открытый, казалось бы, даже врагу остриженный холм уголовный, - идея России не где-то в мозгу, не в области некой духовной - а здесь, на виду, в неоглядной глуши, в опасном соседстве с душою не ведающей, где границы души, где собственное, где - чужое. Верлен-Горький-Бодлер-"Серебряный век"-"метаметафористы", питпермский андерграунд. А конференция действительно важная. Вальтер Беньямин был совершенно прав, когда писал: " Через Бодлера явственны особенности культуры XIX века, переходящего в век ХХ". Сплин, богема, буржуа, мода, толпа. Бодлер – связующее звено двух веков. "Мои предки "идиоты и маньяки", - говорил он. - Я – монах, забывший Бога". Сейчас эти маргинальные фразы мало кого могут шокировать. Культура догнала Бодлера, а мир окончательно сошел с ума к концу ХХ века, давшего нам "10 дней, которые потрясли мир", Хиросиму, Холокост, ГУЛАГ, Джойса, Набокова, Генри Миллера, Берроуза. Бодлер предвидел это и обращался к нам, обывателям: Читатель с мирною душою, Далекой ото всех грехов, Ты не читай моих стихов… Перевод Адриана Ламбле, русского поэта, закончившего свои дни в швейцарской психушке. Где сейчас найти такого читателя? Да и был ли он? "БЫЛ ЛИ МАЛЬЧИК?" И я обращаюсь к Горькому: Уважаемый Алексей Максимович! В настоящем искусстве нет бесполезных авторов. Ядами лечат. Пельмени невозможно есть без уксуса, перца и горчицы. Это я Вам говорю, как персонаж Вашей ранней прозы и как коренной сибиряк, родившийся в Красноярске, где и узнал о существовании Бодлера еще в школе № 20, где учился вместе с будущими качинскими бандитами и олигархами. 9 апреля 2021, Москва