Морихиро Ивата: я не могу представить жизнь без танца
В Нижнем Новгороде состоялся юбилейный вечер выдающегося танцовщика Морихиро Ивата. Поздравить его с 50-летием собрались звезды балета первой величины.
Юбилейный вечер выдающегося танцовщика и балетмейстера Морихиро Ивата состоялся в Нижегородском государственном академическом театре оперы и балета имени А.С. Пушкина вечером 8 апреля.
Мероприятие стало кульминацией балетного фестиваля Морихиро Ивата, который проходит в нижегородском театре с 2 по 9 апреля. В его программе — балет Петра Чайковского «Щелкунчик», балетные фрагменты оперы Александра Бородина «Князь Игорь», а также балет Арама Хачатуряна «Спартак» и другие.
Все постановки, вошедшие в фестивальную программу, так или иначе связаны с творческим путем Морихиро Ивата. Например, Ивата — блестящий исполнитель характерных танцев Шута и Черта в «Щелкунчике», а в опере «Князь Игорь» на сцене Большого театра он был одним из лучших исполнителей экспрессивной партии Наездника, получив определение «Огненный наездник».
«Фестиваль имени Морихиро Ивата — знаковое событие в жизни артистов и поклонников балета. Это большая творческая удача для всего региона, что он работает в Нижнем Новгороде», — сказал художественный руководитель Нижегородского театра оперы и балета Александр Топлов.
Худрук театра подчеркнул, что Морихиро Ивата − скромный, воспитанный и талантливый человек, в котором сочетаются японская аскетичность и фантастическая любовь не только к русскому балету, но и к нашему искусству в целом.
«Морихиро − трудоголик и под его руководством труппа балета более качественно и профессионально работает, естественно, выдает такие же хорошие результаты», — добавила директор Нижегородского театра оперы и балета Татьяна Маврина.
Программа концерта, приуроченного к 50-летию Морихиро Иваты, была подготовлена за короткий срок. В первом отделении была представлена музыкально-хореографическая фантазия «Шопениана, или японские этюды», которая стала его знаковой, первой работой в Нижнем Новгороде, а во втором — номера из разных балетов показали приглашенные звезды и любимые нижегородские артисты.
Так, чтобы поздравить руководителя балетной труппы нижегородского театра и выступить на сцене приехали лучшие танцовщики современности — прима-балерина Большого театра Нина Капцова, заслуженная артистка республики Северная Осетия-Алания и прима-балерина Большого театра Анастасия Сташкевич, первая солистка Большого театра Анна Тихомирова, прима-балерина «Кремлевского балета» Екатерина Первушина, премьер Михайловского театра Иван Васильев, премьер Большого театра и приглашенный солист Гамбургского балета Артем Овчаренко, премьер Татарского академического государственного театра оперы и балета имени М. Джалиля Олег Ивенко, солист Музыкального театра им. К.С. Станиславского и Вл.И. Немировича-Данченко Юрий Выборнов и другие, а за роялем был пианист, лауреат премии президента РФ Дмитрий Калашников.
«Данный концерт − уникальное событие. Считаем, что это большая удача для нас, что мы смогли пригласить солистов ведущих театров страны, известных не только на территории России, но и во всем мире», — подчеркнула Татьяна Маврина.
Кроме того, сам виновник торжества Морихиро Ивата дважды вышел на сцену нижегородского театра, но, увы, в последний раз. Несмотря на свой солидный для балета возраста, он станцевал под Революционный этюд Шопена и музыку Высоцкого «Все не так» — две непростые партии как в техническом плане, так и актерском.
«Я не могу представить жизнь без танца, именно классического русского балета, с детства стремился научиться танцевать. Оказывается время так быстро идет, и мне уже 50 лет. Я счастлив, что еще могу танцевать в таком возрасте, так как не каждый это может, а мне удалось», — сказал он.
Морихиро Ивата признался, что рад отметить свой юбилей в Нижегородском театре оперы и балета и поблагодарил руководство учреждения за то, что оно дало ему такую возможность, а также артистов и своих друзей из ведущих театров страны, которые очень серьезно к этому событию готовились.
«Мне посчастливилось учиться у педагогов старого поколения, они мне дали такие знания, я ими восхищался и стремился делать так же, как и они. Теперь я обязан эти умения передать молодому поколению. Сейчас мне удается это делать в этом театре. Они очень сильные, когда такие молодые и талантливые артисты так работают, мне не жалко уже уйти со сцены. Этот жизненный этап я рассматриваю как начало чего-то нового», — заметил Ивата.
Среди почетных гостей вечера также были консул Японии и заместитель председателя правительства Нижегородской области, региональный министр культуры Олег Беркович. Со сцены они зачитал приветственные адреса Чрезвычайного и Полномочного посла Японии в России Тоёхиса Кодзуки и главы региона Глеба Никитина.
«Морихиро Ивата достойно представляет классику, но в то же время не боится экспериментировать… Ваши постановки — это всегда настоящая магия, красивая и узнаваемая», — говорится в приветственном адресе Глеба Никитина.«Морихиро Ивата вносит большой вклад в сотрудничество между Японией и Россией. Многие японские артисты учились в России, они любят и ценят Ивату и его достижения. Он является движущей силой между нашими народами», — отмечается в приветственном адресе посла.
По словам Берковича, с приходом Иваты нижегородский театр стал бодрее, так как чувствуется свежий подход к делу и мощная энергия.
«Морихиро Ивата − талантливый человек, достаточно широких танцевальных взглядов. Видно, как преображаются балетные постановки под его руководством. Его появление здесь − еще один шаг вперед для театра», — сказал он.
Праздничный концерт завершился бурными и продолжительными аплодисментами, цветами и тортом.
«Юбилейный вечер Морихиро Ивата − большой подарок жителям и гостям нашего города. Такие события случаются нечасто, когда удается собрать такой мощный балетный состав. Это тот самый вечер, когда можно посмотреть разные школы и театры, увидеть сочетание классики с современностью», — поделились своими впечатлениями зрители.
Возрастное ограничение: 12+.
Справка
Морихиро Ивата — балетмейстер, хореограф, солист балета.
С августа 2019 года — заместитель художественного руководителя по балету в Нижегородском государственном академическом театре оперы и балета имени А.С. Пушкина.
На нижегородской сцене он поставил балет «Корсар», музыкально-хореографическую фантазию «Шопениана, или японские этюды», возродил формат «Вечер балета». Сейчас под его руководством ведется работа над спектаклем «Щелкунчик», поставленным в 2011 году балетмейстером Ниной Дьяченко.
В начале карьеры Морихиро стал первым иностранным солистом Большого театра. До работы в Нижнем Новгороде он был художественным директором балетной труппы Бурятского театра оперы и балета.