Войти в почту

Эрмитаж получил официальную жалобу: обнаженные скульптуры плохо влияют на детей

Эрмитаж получил официальную жалобу о негативном влиянии обнаженных скульптур на несовершеннолетних посетителей, сообщает РИА Новости. Гендиректор музея Михаил Пиотровский заявил: «На нас много жалуются, иногда очень агрессивно. Когда-то я смеялся, когда нам говорили: соберите все ваши обнаженные скульптуры в одну комнату и повесьте знак «18+», чтобы детей не развращать. Но это уже жалоба из официальных органов, и мы на это отвечаем».

Эрмитаж получил официальную жалобу: обнаженные скульптуры плохо влияют на детей
© BFM.RU

Пиотровский не уточнил, от какого именно ведомства поступило обращение. В любом случае, такие жалобы — бессмысленный удар по культуре в целом, уверен директор музея современного искусства «Гараж» Антон Белов.

Антон Белов директор музея современного искусства «Гараж» «Мне кажется, ситуация, конечно, абсолютно вопиющая. Если мы начинаем цензуру обнаженной классической скульптуры, которая была признана музейным предметом, произведением искусства, то это уже ни в какие ворота не лезет и это абсолютная цензура, которая, я считаю, просто недопустима. Для того музей и существует, что туда люди приходят смотреть определенные виды искусства. Это то, ради чего и ходят, например, в Эрмитаж, именно этим он и славится. Если мы будем цензурировать произведения искусства в таких музеях, наши музеи станут не просто второсортными, а это будут заштатные музеи регионального значения».

В 2016-м в Петербурге уже был подобный скандал вокруг копии статуи Давида, которую выставили на выставке «Микеланджело. Сотворение мира». После жалобы на наготу скульптуры среди горожан прошел опрос, стоит ли подобрать статуе одежду. В итоге скульптура осталась в первозданном виде.

Что будет, если лишить ребенка возможности видеть такие статуи? Мнение детского психолога, психотравматолога Оксаны Защиринской.

Оксана Защиринская детский психолог, психотравматолог «Если родители боятся, что музей испортит нравственный облик их ребенка, то можно просто порекомендовать родителям в музеи не ходить. А закрывать скульптуры в отдельных помещениях и пускать туда только детей старше 14 лет — извините, после 14 уже и поздновато, они уже всякой грязи в интернете насмотрелись. А других образцов для подражания и для заботы о собственном теле, его красоте, у них просто не было, они были этого лишены. То есть мы вырастим какое-то ментально хромое поколение, которое, к сожалению, будет знать, что плохо, а так и не поймет, что такое красиво и хорошо».

В тему вспоминается рассказ писателя-сатирика Семена Альтова «Геракл» — про скульптуру в городе Зареченске, у которой из одежды был только меч в правой руке. Против той статуи в рассказе выступило городское начальство, и вот что из этого вышло:

«Памятник культуры культурно должен выглядеть. В центре города в таком виде? Дети в школу идут мимо чего? Конечно, низкая успеваемость. У себя в Афинах пусть стоит нагишом, а у нас — чтобы все было как у людей завтра же. Наутро у Геракла все было как у людей. Он стоял, прикрывшись фиговым листком работы местного мастера Каравайчука. Розовый, как говорится, никем не надеванный листок нарядно смотрелся на потемневшей от времени могучей фигуре».

Летом 2019-го на выставке современного искусства в Екатеринбурге организаторы заклеили обнаженных женщин на картинах стикерами. Это было реакцией на жалобы посетителей, пришедших в галерею с детьми. Выставка имела маркировку 0+. Заклеили, в частности, полотна по мотивам романа «Мастер и Маргарита» Михаила Булгакова.