Войти в почту

Почему безответная любовь Петрарки положила начало эпохе Возрождения

В 1327 году молодой итальянский поэт Франческо Петрарка впервые повстречал музу всей своей жизни – Лауру. Встреча произошла на пасхальной мессе в Авиньоне. Петрарка воспевал свою платоническую любовь к женщине, у которой, к слову, уже была собственная семья: Лаура была замужем за высокопоставленным человеком и слыла достойной супругой.

Почему безответная любовь Петрарки положила начало эпохе Возрождения
© Слово и Дело

Петрарка не ревновал свою возлюбленную. Он испытывал к ней особую любовь – возвышенную, неземную, предполагающую не физическое, а духовное влечение.

Лаура, подарившая лавр

Именно благодаря Лауре на свет появилось несколько сотен чувственных сонетов, которые написал Петрарка, прославляя свою музу. В них он совершенно иначе, даже революционно, переосмыслил понятие любви, оспорил христианское представление о смысле жизни и смерти, по-новому взглянул на личность человека и на его роль в обществе.

В Средние века в Европе продолжала существовать античная традиция – венчание лавровым венком поэтов, художников, деятелей искусства в качестве всеобщего признания их гениальности. Считалось, что поэты – это любимцы бога древнегреческого бога Апполона – покровителя искусств. Лавровым венком, например, были награждены Данте Алигьерри, Джованни Боккаччо, Микеланджело Буонарротти, Эразм Роттердам и Уильям Шекспир.

Франческо Петрарка принял лавровый венок в 1341 году в зале сенаторского дворца на Капитолии в Риме из рук сенатора. Это считалось высшим признанием его как поэта, а еще дало повод обыграть имя женщины, благодаря которой он получил признание: Лаура подарила ему лавр.

Философское мировоззрение Петрарки

Вопреки религиозным канонам средневековой литературы Петрарка первым ввел в искусство свое собственное, индивидуальное представление о мире. Тогда это казалось революционным решением, ведь в обществе, в котором вся жизнь продиктована христианскими заповедями, это считалось тщеславием – одним из семи смертных грехов.

Именно поэтому считается, что с венчанием Петрарки в литературе и искусстве началась эпоха возрождения – воспевание красоты человеческого, а не божественного, тела и духа. Петрарка доказал, что человеческие чувства ничуть не менее важны, чем соблюдение религиозных заветов, а сам человек – это уникальное и высокое творение, а не рабы бога.

Петрарка защищал идею достижения счастья в нынешнем мире, а не стремление к счастью в раю. В Средневековье считалось, что жизнь на Земле – это всего лишь подготовка к воскресению и будущей жизни на небесах. Ренессанс провозглашал совершено иное.

Практически все художники и поэта Возрождения воспевали право человека на собственный выбор и личное мнение. Именно поэтому Петрарка заявлял: «Нет выше свободы, чем свобода суждения, и, признавая ее за другими, я требую ее для себя».

Революционной была и чистая, бескорыстная любовь Петрарки к другому человеку, а не к богу. До сих пор у ученых нет точных доказательств того, что Лаура действительно существовала. Ей посвящена большая часть сонетов Петрарки, однако о ней не сказано ни в одном из писем поэта.

В любом случае Петрарка и Лаура прочно вошли в мировую литературу и культуру, стали символом чистой любви и вдохновения для многих последующих поэтов и художников.