«Надо, Федя, надо»
Фраза «Надо, Федя, надо!», произнесенная в кинокомедии Леонида Гайдая «Операция "Ы" и другие приключения Шурика» одним из ее главных героев в адрес тунеядца и хулигана Феди, сразу же стала крылатой. А сам актер Алексей Смирнов, несмотря на отрицательный образ, который он создал в одной из трех новелл комедии, тут же обрел славу народного любимца.
Шедра на даровитых людей ярославская земля. Здесь, в Ярославской губернии, родились такие военачальники Великой Отечественной войны, как маршал Федор Иванович Толбухин, генерал Павел Иванович Батов. Отсюда ведут свои корни и многие известные люди и талантливые актеры и деятели искусства – такие, как Михаил Пуговкин и Татьяна Доронина.
Кстати, 101 год назад, в 1920 году, в городе Данилов, что на ярославской земле, родился и замечательный актер Алексей Макарович Смирнов.
В середине 1920-х годов его семья переселилась в Ленинград. Отец рано ушел из жизни. И мать будущего актера осталась с двумя детьми – Алексеем и его младшим братом Аркадием. Еще будучи учеником маленький Леша начал играть в школьном драмкружке. А потом поступил в театральную студию при Ленинградском театре музыкальной комедии, которую окончил в 1940 году. И сразу был принят в труппу этого же театра. Но успел сыграть всего лишь одну роль – Черного Орла в оперетте «Роз-Мари»: в октябре 1940-го Смирнов был призван в РККА.
Когда началась Великая Отечественная война, он служил химинструктором, а потом – командиром огневого взвода артбатареи 169-го минометного Одерского Краснознаменного орденов Суворова и Богдана Хмельницкого полка. Батарея и полк входили в дивизию прорыва Резерва Верховного Главного Командования. Алексей Смирнов неоднократно ходил в разведку в тыл врага. В наградном листе от 22 июля 1943 года на медаль «За отвагу» указано, что он лично уничтожил трех гитлеровцев автоматным огнем, будучи в разведке. Кроме того, заменив выбывшего из строя командира миномета, вел интенсивный огонь, благодаря чему рассеял до двух взводов пехоты противника.
Воевал Алексей Макарович лихо, с огоньком, за что его уважали однополчане и товарищи, которые ходили с ним в разведку. А это, как известно, высшая форма доверия между сослуживцами на фронте. В мирной послевоенной жизни Алексей Макарович не любил делиться своими фронтовыми воспоминаниями. Даже во время дружеских бесед и застолий неохотно рассказывал о фронтовых героических буднях. За фронтовика все красноречиво говорят документы.
Из наградного листа от 21 августа 1944 года: «20 июля 1944 г. в районе высоты 213,0 противник силою до 40 гитлеровцев атаковал батарею. Тов. Смирнов, воодушевляя бойцов, бросился в бой с личным оружием и огнем из винтовок и автоматов отбил нападение немцев. На поле боя осталось 17 гитлеровцев, https://www.mk.ru/social/2020/04/23/stalo-izvestno-o-voennykh-podvigakh-zvezdy-operacii-y-alekseya-smirnova.html – читаем далее. – Сам лично взял в плен 7 гитлеровцев… 27 июля в районе д. Журавка, выбирая новые огневые позиции, тов. Смирнов встретился с группой гитлеровцев в 16 человек, которые пытались его вместе с другими бойцами окружить. Тов. Смирнов принял решение уничтожить гитлеровцев и с тремя бойцами бросился в бой, в результате которого было убито 9 и взято в плен 5 гитлеровцев, а остальные разбежались... Тов. Смирнов А.М. достоин Правительственной награды – ордена «Слава».
Так, кроме медали «За отвагу» он был награжден еще медалью «За боевые заслуги, орденами Красной Звезды и Славы двух степеней.
Или вот еще читаем в одном из наградных листов за 28 апреля 1944 года: «В районе д. Пилява 9 апреля 1944 г. противник силою до двух батальонов при поддержке 13 танков после мощных артналетов перешел в контратаку. Несмотря на то что снаряды рвались непосредственно вблизи от огневой позиции, тов. Смирнов, презирая смерть, открыл мощный огонь своим взводом по немецкой пехоте. В этом бою огнем его взвода было уничтожено: 4 станковых и 2 ручных пулемета, 110 фашистских солдат и офицеров, взвод минометов. Контратака немцев была отбита…».
Воюя всю войну лихо и с огоньком, Алексей Макарович долгое время оставался еще и везучим. Но незадолго до победы рядом с ним во время боя разорвался вражеский снаряд. Как результат – сильная контузия, из-за которой его комиссовали.
После Победы Смирнов вернулся в Ленинград, и его приняли на работу в родной театр, где он, чаще всего, оставался на вторых ролях. Никто не знал, что скромный актер – настоящий герой и орденоносец. Но однажды театр отправился на очередные гастроли в Поволжье.
И там недалеко от засекреченного ракетного полигона Капустин Яр компания артистов повстречала группу военных. Вдруг Смирнов перешел на строевой шаг, подошел к одному из них и отрапортовал: «Товарищ маршал, разрешите доложить: лейтенант Алексей Смирнов!». «Я присмотрелся: перед нами сам маршал Жуков, – вспоминал потом директор театра. – "Смирнов?.. А что сейчас делаете?". – "Я артист, работаю у вас во дворце культуры". "Хорошо, вечером обязательно приду на ваш концерт". В тот день Жуков действительно пришел на наше выступление. Потом адъютант шепнул Смирнову: "Маршал приглашает вас на банкет". Так мы узнали о заслугах нашего коллеги…».
Потом были съемки у режиссеров Юрия Озерова и Леонида Быкова. А в 1961 году Алексей Смирнов вообще был зачислен в штат киностудии «Ленфильм». И стал сниматься уже на постоянной основе. «Полосатый рейс», «Добро пожаловать, Или посторонним вход воспрещен», «Вождь краснокожих»… Он ушел из театра. Но при всех своих проблемах со здоровьем, вызванных фронтовыми ранениями, до конца жизни продолжал ухаживать за тяжелобольной матерью.
Кстати, на роль тунеядца и хулигана Феди претендовали Виталий Соломин, Олег Видов, Александр Збруев, Иван Бортник, Валерий Носик и даже Евгений Петросян. Но выбрали все же Смирнова – в паре с Владимиром Басовым (милиционером). И не зря: за неполные 5 месяцев «Операцию "Ы" посмотрели 70 миллионов зрителей!
Кстати, не обошлось на съемочной площадке без юмора. Например, в эпизоде на стройке, когда повар, поставив перед Федей тарелки с едой, желает ему приятного аппетита, тот, жадно запихивая в рот большой кусок батона, бурчит что-то вроде бы неразборчивое. Но если очень постараться, можно разобрать федину реплику: «Пошел ты в ж…».
Цензоры чего только не находили в фильме Гайдая: и Шурик-то получился слишком уж жестоким, когда устроил над Федей экзекуцию: «Надо, Федя, надо!». Но главное – очень обаятельным получился тунеядец и хулиган Федя. Так что часть кадров Гайдаю все же пришлось, скрепя сердце, вырезать.
Надо заметить, что Смирнова не тяготила роль комика. Но ему хотелось сыграть серьезную роль. Зная о фронтовом прошлом Смирнова, режиссер Леонид Быков, приступив к съемкам «В бой идут одни старики», пригласил его в картину, угадав типаж и даже дал механику собственное отчество Смирнова – Макарыч. И Смирнов, действительно не сыграл, а прожил эту роль. По воспоминаниям актера Владимира Талашко, когда снимали сцену прощания с погибшими летчиками, Смирнову стало плохо с сердцем, и его увезла скорая. А потом он якобы сказал Быкову: «Второй раз так не смогу – просто помру».
А через пять лет так и произошло. После того, как тяжело заболевший Смирнов узнал, что его друг Леонид Быков разбился в автокатастрофе, у Алексея Макаровича случился роковой сердечный приступ. И в 1979 году он прямо в больнице, где находился на излечении, скончался за два дня до 9 мая. Светлая память талантливому, прекрасному актеру и лихому фронтовику-герою. Отрадно, что Смирнова любят и чтут.
В 2010 году в Данилове на доме, в котором он жил, установили памятную плиту к 90-летию актера-земляка. 10 лет назад в Санкт-Петербурге на доме по адресу Фурштатская, д. 44, где он жил, тоже открыли мемориальную доску в его честь. В 2011 году в Харькове был установлен памятник Алексею Смирнову в роли механика Макарыча из фильма «В бой идут одни „старики“». И, наконец, 21 марта 2016 года в родном городе Данилове Ярославской области в честь знаменитого земляка был открыт кинотеатр под названием «Макарыч». Здесь все напоминает о любимом даниловцами актере. И память о нем жива до сих пор.