В Курске открылась выставка великих живописцев Босха и Брейгеля

13-е число месяца марта. Канун разгульной масленичной недели и начало Великого поста. День новолуния. Бывшие архиерейские покои, занимаемые ныне краеведческим музеем, где недавно были выявлены финансовые нарушения и «мёртвые души». Именно в этот день и именно в этом месте начала работу выставка картин Иеронима Босха и Питера Брейгеля Старшего. По-другому и быть не могло, Босх есть Босх – мрак и абсурд крепчают. Да и Брейгель не подкачал, ведь именно у него есть картина «Битва Масленицы и Поста». Суть – праздник, проводившийся в средневековой Франции и Голландии в последний день карнавала перед Великим постом и заключавшийся в шуточной битве свиты Масленицы и сторонников поста. Еще не было и 12 часов дня, а по залам уже бродили посетители, где-то в уголке экскурсовод рассказывала что-то группе человек из шести. С ценами на билеты (от 150 рублей для школьника до 250 рублей для взрослого, что, разумеется, много) не прогадали – куряне на выставку пойдут. Все откуда-то знают, что Босх – это круто… Цифровые репродукции (точнее – техника жикле, позволяющая воспроизводить неровности холста и даже его трещинки), таблички, рассказывающие о художниках, блокнот с описанием ряда самых сложных картин (без этого не понять, там столько всего намешано, впрочем, и описания особого понимания не добавляют), большой монитор с фильмом канала «Культура» о Босхе, несколько стульев, вежливый и услужливый смотритель… Вот в принципе и весь антураж. И тут кто-то упал в обморок. Впрочем, для начала следует познакомиться. Иероним Босх (1450-1516) – нидерландский художник. В настоящее время сохранилось около десяти его картин и рисунков. Считается самым таинственным живописцем на Западе. Член светско-религиозного Братства Богоматери (здесь Богоматери воздавали особое поклонение). Босх – это псевдоним по названию родного города Хертогенбоса. Из семьи потомственных художников. Женился на богатой женщине и потому не бедствовал. Детей не было. Работал на заказ. Похороны были очень пышные. Странности – от Босха не осталось никаких записок, дневников, писем, ничего такого, что могло бы пролить свет на его личность. Для сравнения: Леонардо да Винчи, живший в это же время, оставил тысячи листов записей. Некоторые работы, представленные в Курске: «Семь смертных грехов и четыре последние вещи», «Сад земных наслаждений», «Воз сена», «Искушение святого Антония», «Блаженные и проклятые», «Поклонение волхвов»… Питер Брейгель Старший (1525-1569) – нидерландский живописец, прозвище «Мужицкий», отец художников Питера Брейгеля Младшего и Яна Брейгеля Старшего. Место рождения точно неизвестно. Обучался у придворного художника императора Карла V. Семейную жизнь свою он тоже решил просто, как и Босх – женился на дочери учителя. В мастерской придворного художника работал до самой его смерти. Потом поступил на работу к мастеру, печатавшему и продававшему гравюры. Там он и увидел эстампы с картин Босха. Впечатление было столь сильным, что художник стал рисовать собственные вариации на темы Босха. Но обнажённую натуру никогда не писал. Из картин, выставленных в Курске: «Поклонение волхвов», «Двенадцать пословиц», «Падение мятежных ангелов», «Вавилонская башня», «Охотники на снегу», «Жатва», «Избиение младенцев»… Но понятно, что главный герой этой выставки Босх. Мистик, алхимик, а кто он на самом деле, не знает никто. Картины вовсе не являются образцом благочестия в его нынешнем понимании. Вот почитайте. Игорь Шестков, писатель: «Картины Иеронима Босха часто интерпретируют так, как будто они – книги кроссвордов или магических тайн. Босх же не «приподнял» католическую религиозную живопись до каких-то особых философских-магических-алхимических «высот». Наоборот, он её ещё глубже «опустил». В тину какого-то космического суеверия. В муть предсуществования. В копошащуюся массу архетипов-мутантов-роботов-клонов. Его творчество-ремесло было очевидно антигуманистическим. И его недаром обожали испанские религиозные ханжи, садисты и изуверы. Они чуяли своего». И более того, Вальтер Бозинг, автор книги «Иероним Босх. Между Адом и Раем» пишет: «Сам воздух у Босха будто пропитан присутствием дьявола». Известный специалист по Средневековью Умберто Эко нашел на картинах Босха панков: «Я обнаружил панков на одной картине Иеронима Босха, которая меня просто осчастливила: представьте себе, я увидел на ней пирата со множеством колец в носу и ушах, да еще и с наколками. Тогда таких людей единодушно считали уродливыми. Если бы в то время к вам домой явился человек с внешностью панка, вы бы испугались. Сегодня – уже нет». Кстати сказать, автор этих строк был на такой же выставке репродукций Сальвадора Дали в нашем же краеведческом музее. И теперь понял, что Дали очень многое, мягко говоря, позаимствовал. И ещё о личных впечатлениях. Я никогда бы не повесил у себя в комнате репродукцию ни Босха, ни Брейгеля. Я смотрел на их картины и почему-то вдруг вспомнил Дейнеку с его культом тела. У Дейнеки светло, радостно, сильно, мечтательно. А здесь?.. Конечно, некоторые картины носят назидательный характер. Как, например, у Брейгеля «Фламандские пословицы». Или у Босха «Семь смертных грехов и четыре последние вещи» (кстати, четыре последние вещи – это смерть, Страшный суд, рай и ад), но все же общее настроение – жутковатое. Да, время было суровое: религиозные войны (протестанты бились с католиками плюс Испания, захватившая Нидерланды, жестоко подавляла восстания), да и сама религия – специалисты пишут, что пройти по улице и поздороваться с человеком с улыбкой считалось грехом. Может быть, это всё наложило свой отпечаток? А что если всё проще? Художники ведь работали на заказ, поймали, что называется, «волну» и делали деньги. Хотя, может быть, прав монах Фра Хосе Сигуэнса, сказавший о Босхе, что «разница между работами этого человека и работами других художников заключается в том, что другие стараются изобразить людей такими, какими они выглядят снаружи, ему же хватало мужества изображать их такими, какими они являются изнутри»?.. Может быть. … Как упала девочка в обморок, я не видел. Об этом сказал смотритель: «Вам не холодно? А то я тут приоткрыл окно, наверное, душновато, девочка одна в обморок упала». И тут же на диванчике две женщины разговаривали: «Да это моей дочке плохо стало. Но это не от картин, нет, она в кино и не такие ужастики видела!..» Куряне стали оставлять в социальных сетях впечатления. Дмитрий Кутепов: «Вчера были всей семьёй, спасибо, интересно». Екатерина Головина: «Благодарю, отличная выставка! Отдельная благодарность экскурсоводу – полтора часа на одном дыхании! Проверьте подпись к картине Брейгеля «Битва Масленицы и Поста». Если не ошибаюсь, в слове «Масленица» должна писаться одна буква Н». Что тут добавить? Босх, одним словом… Юрий МОРГУНОВ, фото Ирины СИДОРЕНКО

В Курске открылась выставка великих живописцев Босха и Брейгеля
© Курская правда