Олег Теплоухов: "Мир спасёт поэтическая инфекция"
В Омском государственном академическом театре драмы 17 марта, 20 и 27 апреля пройдёт премьера спектакля "Блистательный Санкт-Петербург" (16+) режиссёра Георгия Цхвиравы. Зрителей ждёт пронзительное музыкально-поэтическое путешествие по городу на Неве. Исполнитель главной роли в предстоящей премьере, заслуженный деятель культуры Омской области Олег Теплоухов рассказал "Омск Здесь", как поэзия меняет человека, почему сарафанное радио для театра лучше рекламы и кто на самом деле создал этот спектакль. - Олег Александрович, вы и сами в поэзии человек не последний. Знаем, что пишете и читаете стихи, на камерной сцене драмтеатра у вас есть моноспектакль "Новая жизнь" Данте Алигьери. На ваш взгляд, насколько современна и актуальна поэзия, которая звучит в спектакле? Кого она "зацепит"? - Просто-напросто начнём с того, что поэзия актуальна всегда. Другое дело, насколько зритель её понимает, насколько ему это надо. Меня, честно говоря, очень даже радует, что возникла идея поэтического спектакля у Георгия Зурабовича, потому что поэтическое слово необходимо, как глоток свежего воздуха. Если это пойдёт дальше в развитие, то, как мне кажется, будет в плюс и театру, и зрителю, и вообще сегодняшнему жестокому дню. Поэзия организует человеческую мысль, образное мышление. Человек перестаёт быть прагматичным, практиком от жизни. Он начинает немножко оглядываться на свою жизнь, на свои деяния, начинает мыслить. И это, как мне кажется, необходимо. Помните, какой всплеск был в 60-е, когда пошли все эти поэты: Вознесенский, Евтушенко, Левитанский, Самойлов. Стадионы же собирали! И людям это было необходимо. Пусть мы сейчас не будем собирать стадионы, но придут те, кому это надо. Это будет уже другой зритель, вышедший со спектакля. Я на это очень надеюсь. Из фотоархива театра, спектакль "Чёртова дюжина" - Круто, если, зрители будут ощущать себя "обновлёнными" после вашего спектакля, сегодня что-то подобное почувствовала я. И всё-таки мне кажется, что молодой зритель сегодня не очень охотно посещает театр. Смотрю по своему окружению. Что, по-вашему, есть в "Петербурге" такого, чтобы вот какой-нибудь случайный молодой человек или девушка решили однажды купить билет по доброй воле? - Открытые чувства, глубокие мысли, юмор, с каким эти мысли поданы! Мы для себя сделали колоссальные открытия. Вот тот же самый Николай Агнивцев, мы его не знали, он оказался забыт, причём изрядно забыт. Это же чудесный поэт. Какой ироничный взгляд на жизнь. Ирония спасает этот мир. Именно ирония! Ирония прежде всего по отношению к себе. Знаете, мне кажется, "затаскивать" в театр смысла нет, насилие никогда ни к чему хорошему не приводило. Но если кто-то вдруг в хорошем смысле "сойдёт с ума", послушает спектакль и его это тронет, тогда пойдёт работать сарафанное радио. Никакая реклама театр не спасает, нам нужно именно сарафанное радио! Людей, которые действительно, не скажу, что понимают, но хотя бы чувствуют поэзию, на самом деле ведь не так много. Но именно от них начинается это движение. Эта в хорошем смысле слова "зараза", даже - "поэтическая инфекция". И дай бог, чтобы она развивалась! Чтобы вот эта поэтическая инфекция перешла наконец в пандемию. Мир спасёт пандемия… поэтическая пандемия! - Сдача спектакля сейчас прошла без итоговых декораций, поэтому мы не знаем, чего ждать. Может, немного раскроете карты, что именно увидят зрители на сцене во время премьеры? - Зрителям ждать довольно условно организованного пространства. Такой мини-театрик с небольшим подиумом, отдельная площадка, вокруг которой сидят музыканты. Кулиски небольшие будут. Маленький театрик для души, так скажем. Декорация, которая позволит разбередить фантазию. Светом мы немножко это поддержим. Ведь самое главное - поэзия помогает будить фантазию. Люди без фантазии - это уже, извините, не люди. Это очень больные существа. Фантазия нас держит на этой земле. - Кстати, про фантазию. Когда увидела спектакль в "Афише", прочла, что будут только стихи, никакого прямого действия, к своему стыду подумала: "Ну на это мы поход отодвинем". Нафантазировала, в общем. Со школы привычно ведь, что поэзия - это скучновато. А тут всё как ожило, как закипело. Совсем с другого угла всё. - Верно, мир наконец приобретает краски. Эта поэзия, она разрушает привычный взгляд, убивает привычку. В этом её очень мощная сила. Так что вот когда говорят "почитать стихи с выражением", у меня сразу возникает вопрос: с выражением чего или с каким выражением? Потому что это совершенно непонятная и бредовая, на мой взгляд, формулировка. Надо тянуть мысль. У хорошего автора всегда мысль глубокая и па-ра-док-саль-ная. Парадокс заставляет двигаться, парадокс толкает кровь активнее по жилам. Из архивов театра, спектакль "Лжец" - С вами так и случилось? Или спрошу иначе, от чего именно при подготовке спектакля вы получили наибольший кайф, удовольствие? - Ну, во-первых, от самого чтения. Я просто очень это люблю, честно говоря. Надо просто памятник поставить великому человеку, моему преподавателю сценической речи в институте, Ольге Дмитриевне Крыжановской! Она меня к этому и пристрастила. Ей как-то удалось заронить во мне зерно страсти к поэзии. И мы до сих пор с ней общаемся, советуемся друг с дружкой и очень плотно и крепко дружим. Вечером я ей буду звонить и скажу: "Ольга Дмитриевна, вы создали этот спектакль!". Можно и так сказать. Вот это, плюс открытие Агнивцева. Георгий Зурабович посоветовал его почитать, я о нём не знал. Это какой-то уникальный автор. Такая смесь наива, юмора, глубоких мыслей опять же, простоты необычайной в подборе слова, но насколько всё точно. Эти ритмы, эти смешные моменты, которые так мощно прикрывают трагедию, это прекрасно. Стихи позволили всей нашей доброй компашке, трём артистам, общаться на несколько ином уровне. И плюс замечательные ребята-музыканты. Стихи сподвигли Вику на написание такой изящной музыки. - То есть, музыка специально была написана для спектакля? - Конечно, это авторское всё. Музыка изумительная, а Вика - просто гений чистой красоты! (Виктория Сухинина - композитор спектакля, - прим. ред.) . Фрагмент репетиции. Актёры читают стихотворение Николая Агнивцева "Перс на крыше" Премьера спектакля "Блистательный Санкт-Петербург" состоится 17 марта, 20 и 27 апреля на камерной сцене имени Татьяны Ожиговой. Автор фото в шапке материала: Александр Коптяев