Трагическая судьба Розы Хайруллиной
Мир, в котором хорошо Роза Вакильевна родилась в поселке под Норильском. Ее папа работал шахтером — неслучайно в памяти Хайруллиной он остался мужчиной с черным от сажи лицом и затхлым запахом «подземелья». Родители девочки много работали, поэтому отдавали ее в круглосуточный садик. Провести время вместе удавалось только по пятницам. «Меня забирали и вели в кафе, где я ела тефтельки, а потом мы шли в кино», — рассказывала актриса в программе «Мой герой». Правда, фильм смотрели почти всегда один и тот же — «Армия “Трясогузки” снова в бою»: его показывали постоянно. Когда Розе было семь, она переехала с семьей в Зеленодольск, город близ Казани. В школе увлекалась историей и литературой, ходила на пробы в хореографическую секцию, но с танцами не заладилось. Зато преподаватель драмкружка заметил ученицу и предложил ей попробовать себя на сцене. Оказалось, что актерская игра — призвание Розы. Окончив школу, выпускница поступила в Казанское театральное училище. Пришла на экзамен в коротком сарафане и красных босоножках на платформе, читала отрывок из «Войны и мира» про первый поцелуй Наташи Ростовой. Розу взяли на татарское отделение, и только потом она получила приглашение в русский театр. После окончания вуза молодая актриса вошла в труппу Татарского театра имени Камала, затем — Казанского ТЮЗа. Роза поняла, что сценическое искусство — «это мир, в котором тебе хорошо, и ты хоть что-то понимаешь в жизни». В 1992-м актриса получила Госпремию РФ за роль в спектакле «Погром» режиссера Бориса Цейтлина, а в 1996-м «Буря» с ее участием удостоилась «Золотой маски». Талантом Хайруллиной вдохновилась Чулпан Хаматова — и тоже решила связать свою жизнь с актерством. «Умерла вся семья»: как духовник и профессия помогли выжить Однако счастливые годы труда в Казанском ТЮЗе закончились, когда в 1996 году в театре случился пожар. А затем Роза перехоронила всех близких. «Лишилась всего в один миг: брат был наркоманом, заложил квартиру, потом умер — жилье ушло за долги. В течение полугода у меня умерла вся семья, семь человек. Отец, мать и все остальные. Жизнь поделилась на “до” и “после”, я осталась в “до”», — признавалась актриса. Хайруллина пыталась заглушить боль алкоголем, но, понимая, что это не выход, она обратилась за помощью к духовнику. Тот предсказал ей успех, не уступающий славе Марины Цветаевой. Спасательным кругом было любимое дело: актриса около года работала в Голландии, затем переехала в Самару, где играла по 30 спектаклей в месяц. А потом Константин Богомолов предложил Розе перебраться в Москву. Артистка очень ценит режиссера, протянувшего ей руку помощи: «У него есть для меня какие-то секретные слова, которые помогают выживать». Так Хайруллина оказалась на сцене «Табакерки», а затем — в Театре наций, петербургском «Приюте комедианта», Театре имени Ленсовета и МХТ имени Чехова. «Я не имею права выходить на сцену» Актриса стала появляться и на экранах. В 2008 году она сыграла в картине Андрея Эшпая «Иван Грозный», затем — в его же «Элизиуме». В 2010 году проходили съемки фильма «Орда», где Розе досталась главная роль ослепшей ханши Тайдулы. Кинокритики признали этот образ лучшим на Московском международном фестивале, а в 2013-м отметили премией Российской академии кинематографических искусств «Ника». В 2015 году Хайруллину ждала еще одна престижная награда — приз жюри кинофестиваля «Окно в Европу» за роль в комедии «Норвег». Однако комедии в фильмографии Розы Вакильевны — редкость. Хрупкая актриса обычно перевоплощается в женщин, переживающих драму. Она даже может сыграть мужчину, как, например, в постановках «Король Лир» и «Буря». 59-летняя Хайруллина признавалась, что не видит смысла своего пребывания на сцене. Именно поэтому она ушла из «Табакерки», хотя СМИ писали, что Владимир Машков, возглавивший театр после смерти Олега Табакова, уволил многих артистов. «Есть несовпадение с миром в целом. Сожаления по поводу того, что я вообще есть на свете. Это ужасно, — говорила Роза Вакильевна. — Понимаю, что внутри какой-то трагический взгляд, такое мировоззрение, иногда думаю: “Я не имею права выходить на сцену, потому что не несу людям радость”. Часто причиной тому становится творческая неудовлетворенность, собственное несовершенство. Суета человеческая». Фото: открытые источники