Как убрать бездомных собак с городских улиц
Бродячие звери стали реже нападать на людей, а во многих городах и вовсе исчезли с улиц. Такую статистику приводят в Госдуме, доказывая пользу закона об ответственном обращении с животными, запретившем отстреливать бездомных собак. Вместо этого внедряется система ОСВВ — отлов, стерилизация, вакцинация, выпуск. Но в некоторых регионах ситуация остаётся всё ещё напряжённой, потому велика доля тех, кто призывает вернуть жестокий метод решения проблемы. Почему он не поможет и как освободить города от бездомных животных, разбиралась «Парламентская газета».
Нападений становится меньше
В России ежегодно уличные животные нападают на 380-450 тысяч человек, сообщал Роспотребнадзор в 2019 году. В тот год от клыков и когтей пострадало 353 тысячи россиян, годом ранее — 380 тысяч, сообщалось на сайте службы. Стоит отметить, что в эту статистику входят атаки не только собак, но и других зверей — кошек, диких лисиц, волков и так далее.
В 2020 году число нападений собак на людей сократилось ещё на 10 процентов, сообщил в пресс-центре «Парламентской газеты» глава комитета Госдумы по экологии и охране окружающей среды Владимир Бурматов. Он связывает эту динамику с работой закона «Об ответственном обращении с животными», принятом в 2018 году.
После этого уличных собак перестали отстреливать и начали помещать в приюты. Правда, с последними «напряжёнка»: в целом по стране приютов всего 30 процентов от нужного числа, считает депутат. «В целом ряде регионов просто саботируют создание приютов, требуют вернуть отстрел животных», — добавил он.
Завуалированные убийства
Закон позволяет усыплять собак в приютах только в одном случае: если они больны и терпят сильную боль. Тот факт, что болезнь или последствия травмы пушистого пациента излечить невозможно, должен подтвердить ветеринар. Метод эвтаназии призван гарантировать быструю и безболезненную смерть бедняги.
Сторонники отстрела животных уцепились за эту лазейку и вместо метода ОСВВ предпочитают умерщвлять уличных собак под надуманными предлогами. Прокуратура пытается бороться с подобным кощунством. Например, в Самарской области недавно по требованию прокурора расторгли муниципальный контракт, который содержал незаконные основания для эвтаназии бездомных зверей. Об этом сообщила пресс-служба ведомства 11 марта.
«Уничтожение животных — это не выход, и я являюсь противником любых подобных методов», — сказал «Парламентской газете» председатель Общероссийского движения «Сильная Россия» Антон Цветков.
Да, уличные собаки живут инстинктами: сбиваются в стаи, ищут пропитание и охраняют свою территорию, отчего и проявляют агрессию к людям. «Страдают от такой жизни все: и люди, которых одичавшие животные травмируют, и собаки, вынужденные умирать на улице от голода, холода, травм и болезней. Выход здесь только один — специальные питомники-приюты, куда следует направлять отловленных животных», — полагает эксперт.
Приютов много не нужно
Только система ОСВВ может дать качественный результат в части регулирования численности бездомных животных, считает зампред Законодательного собрания Нижегородской области Александр Табачников. Об этом он заявил 11 марта на совещании регионов, которое проходило на площадке АНО «Диалог Регионы».
Эту систему нижегородцы начали внедрять ещё до появления закона, в 2014 году. Результат отличный: количество безнадзорных собак сократилось с 15 до 3,6 тысячи, число травм от укусов бродячих псов упало в полтора раза, а заражений бешенством стало в шесть раз меньше. Такие данные привёл руководитель организации «Зоозащита-НН» Владимир Гройсман.
«В Дзержинске, небольшом городке, ежегодно убивали 2,5 тысячи собак, но их численность не снижалась, как и число случаев нападений на людей. Ввели ОСВВ — картина изменилась: 200 собак, бешенства нет, нападения снизились в шесть раз», — привёл он пример.
Гройсман указал, что некоторые регионы просят на строительство приютов 150-200 миллионов рублей, не понимая, что через три года действия системы ОСВВ они будут уже не нужны. Эксперт пояснил: в Нижегородской области оказалось достаточно трёх перехватывающих приютов на 100 собак на севере, западе и востоке, и одного приюта на 250 собак в столице.
«Бюджет этого всего «с нуля» — 60 миллионов рублей. Строится это за полгода-год, а в это время можно работать с частными приютами», — добавил Гройсман.
Почему собаки бывают кусачими
Есть мнение, что стерилизация не решает главной проблемы — нападения бездомных собак. Ведь после операции их выпускают обратно на волю. Эксперты возражают. «Немотивированно агрессивных собак мы, естественно, не выпускаем. Но их всего один процент. А от этого одного процента и происходят почти все случаи нападений на людей», — рассказал Владимир Гройсман.
Он уточнил, что собаки атакуют людей по трём причинам: из-за гормонального фона, а также при попытке защитить свою еду и территорию. Первый триггер исключается стерилизацией. Второй и третий — работой с местными жителями, которые не должны подкармливать собак и пускать их жить в подъездах (не пересидеть морозную ночь, а именно постоянно там жить).
Пять шагов к решению проблемы
Переход от отстрелов к гуманным методам работы с бродячими животными — это комплексная работа, отметил в ходе совещания замдиректора департамента благоустройства Нижнего Новгорода Алексей Краснов. Он назвал пять её ключевых компонентов.
Региональная нормативная база
. Она должна обеспечивать прозрачность работы и общественный контроль.
Кадры
. Работники приютов и служб отлова собак должны быть нетерпимы к жестокому обращению с животными. «Есть люди, которые от природы боятся собак и их не любят — если такие будут работать в системе, результата не будет», — заверил Краснов.
Инфраструктура
. Нужно строить приюты в разумных количествах, оснащать их и ветслужбы всем необходимым.
Учёт бездомных собак
. Регион должен точно знать, сколько на самом деле бездомных зверей остаётся на улицах, а не опираться на непонятные критерии на основе документов прошлых лет. Для этого власти совместно с экспертным сообществом разрабатывают новую методику подсчёта, отметил Краснов.
Работа с НКО
, зоозащитными движениями и населением. Почти все животные из приютов попадают в добрые руки благодаря волонтёрам. В Нижнем Новгороде добровольцы ежегодно находят новых хозяев для 800 собак. Также важно прививать людям ответственное обращение с животными, чтобы они перестали бросать надоевших питомцев на произвол судьбы.
«Это политика правительства региона. Это не самодеятельность на уровне одного муниципалитета, а выстроенная система по всему региону. Исключение одного компонента нивелирует результат», — заключил Алексей Краснов.
Внушает оптимизм тот факт, что Нижний Новгород не единственный регион, где успешно решают проблему бродячих животных. Глава думского комитета Владимир Бурматов приводит пример Москвы, где уже давно не бегают бездомные собаки, так как создано около полутора десятков приютов. Московская область, по словам депутата, начала заниматься этим более эффективно. В приютах Санкт-Петербурга выпускают неагрессивных животных в естественную среду обитания по системе отлов-стерилизация-вакцинация. Каждому животному назначают волонтёра-куратора, который следит за дальнейшей судьбой четвероногого.
Вообще же, заявил Бурматов «Парламентской газете», в каждом случае нападения бездомного животного Генпрокуратура должна инициировать проверку в отношении муниципального чиновника, в полномочиях которого — регулирование численности безнадзорных животных.