Войти в почту

Еще раз про нелюбовь: о чем пишет «Большая книга»

«Большая книга» — детище государственно-частного партнерства чиновников, миллиардеров-олигархов, издателей-монополистов, литераторов с либеральными взглядами. Возглавляемое директором Государственного литературного музея Дмитрием Баком жюри объявило, что на соискание премии в этом году выдвинуты триста с лишним произведений. Евгений Водолазкин, Роман Сенчин, Леонид Юзефович штурмуют «Большую книгу» едва ли не каждый год. Гузель Яхина, Дмитрий Быков, Владимир Сорокин получали ее неоднократно.

Еще раз про нелюбовь: о чем пишет «Большая книга»
© Вечерняя Москва

С одной стороны, многомесячный марафон «Большой книги» — коммерческий проект, свидетельствующий об отсутствии естественного литературного процесса. Издательство-монополист (в последние годы это АСТ, а точнее его «штампующее» лауреатов подразделение — «Редакция Елены Шубиной») твердой рукой ведет автора к премии. Оплачивает рекламу, заказывает восторженные рецензии. Но затраты окупаются редко. Книги победителей после наградного шума отсылаются в библиотеки по особой бюджетной (на поддержку культуры) статье. Сам автор «Большой книги», «Национального бестселлера», «Ясной поляны» («Букер», увы, приказал долго жить) тоже не занимает устойчивого места в литературе, не становится моральным и творческим ориентиром для общества.

С другой стороны, «Большая книга» — мероприятие идеологическое. Чужие, кто не разделяет либеральных взглядов, не добираются до призовых мест. Три сотни лишних авторов безжалостно отсекаются. Остается десяток своих, из одной и той же привычно тасуемой колоды.

«Большую книгу» никогда не получат Владимир Личутин, Владимир Крупин, Виктор Лихоносов, Станислав Куняев, любой другой автор из провинции, пишущий о простых людях. Такая литература для учредителей не существует. Кто дает деньги, тот и заказывает музыку. Это музыка главенствующих сегодня в цивилизованном мире трендов «квир-революции», приправленная недобрыми импровизациями на тему советского прошлого и российского настоящего. «Нелюбовь» — так можно обозначить главную тему произведений грядущих лауреатов. Там не будет настоящего героя, слова о мужестве, чистой любви, идеале, за который не жалко отдать жизнь. О том, что поднимает человека ввысь. Устроителям и бенефициарам премии мало дела до того, что «глубинный народ» не читает сложносочиненных произведений лауреатов. Show must go on!

Хотя в этом году среди соискателей есть профессионально мужественные люди — министр обороны Сергей Шойгу и рванувшийся в политику писатель-воин Захар Прилепин. Может быть, они добавят тестостерона и здорового, без харассмента, сексизма в гендерно нейтральный (а как иначе, если надо соответствовать стандартам «цивилизованного мира») формат «Большой книги»?

История отечественных литературных премий — это история убывания интереса государства к культуре, замещения ее попсой, идеологизированными книжными и сериальными проектами. Но в последнее время видны попытки объединить расколотое литературное сообщество. Учреждена Ассоциация писательских союзов. Планируется Второе общероссийское литературное собрание с участием президента. «Большая книга» могла бы внести вклад в это важное дело. Время для размышления у жюри есть.