Жанна Болотова: «Михаил Швыдкой мстит Губенко!»
В минувшем августе не стало актера и режиссера Николая Губенко. В начале пандемии они с женой - артисткой Болотовой - заболели коронавирусом, но Жанна Андреевна выкарабкалась.
Интервью она дает редко. «Экспресс газета» - второе СМИ за последние 40 лет, кому Болотова не отказала.
- Губенко оставил преемника в своем театре «Содружество актеров Таганки» - актера, поэта Владимира Завикторина. Ему, конечно, до Николая Николаевича ой как далеко… Губенко - зубр, а Завикторин - милый человек, и только. Согласны?
- Слава богу, Николай Николаевич не видит того, что стало с его театром. Таких, как Губенко, больше нет и никогда не будет. Его жизнь так отшлифовала, так закалила! Коля родился в катакомбах Одессы (его родителей убили во время войны) и умер, к сожалению, в катакомбах (правда, другого рода). Вот о чем я больше всего плачу.
- Недавняя премьера - спектакль «28 дней» по пьесе Ольги Шиляевой об особенностях менструального цикла - заставила вас даже обратиться в департамент культуры правительства Москвы, Министерство культуры России, чтобы обезопасить театр от таких экспериментов.
- Молчать, когда разрушают дело всей Колиной жизни, я не могу. Пока я еще на этой земле, буду реагировать на происходящее в театре болезненно. И буду себя ненавидеть, если не попытаюсь предотвратить разрушение «Содружества...».
Николаю Николаевичу обещали, что театр трогать не будут. Я верила и надеялась, пока не случилось это вопиющее безобразие на сцене. Но я не актеров осуждаю. Как им отказываться от того, что предлагают? Куда они пойдут, если вокруг безработица? Они и так не были избалованы наградами, потому что театр находился в опале из-за личной ненависти Юрия Лужкова к Николаю Губенко. Он выдержал 28 судов - мы все выиграли. Николай Николаевич заботился об актерах, выбивал им места в общежитиях, квартиры, но сказать, что они получали очень большие зарплаты, как в некоторых других театрах, приближенных к власти, я не могу.
- Жанна Андреевна, вы - гордость нашего кинематографа, дочь Героя Советского Союза, человек с безупречной репутацией, вряд ли к вашим словам не прислушаются чиновники от культуры!
- Я уверена в том, что объединение двух Таганок, против которого всегда выступал Губенко, потому что из первого «ушли» его артистов, и которое случилось после ухода Коли, - дело рук Михаила Швыдкого, а говорить с ним абсолютно бесполезно. Его позиция: театра «Содружества Таганки» быть не должно. И он этого добился. Михаил Швыдкой ненавидел Губенко, а сейчас мстит мертвому человеку, уничтожая его театр.
- За что Швыдкой ненавидит Губенко?
- Они разных взглядов на жизнь, искусство, политику, социалистический строй. Швыдкой не может простить Губенко его борьбу за реституцию культурных ценностей. Видимо, Швыдкой пообещал немцам, что все будет хорошо, и ему тоже, видимо, что-то пообещали, а Коля лег поперек дороги и планы Михаила Ефимовича рухнули.
- Но Михаил Ефимович сейчас вроде бы отошел от театральных дел и руководит Театром мюзикла.
- Напрасно вы думаете, что он отошел от дел. По-прежнему всем заправляет. Если вы помните, только Швыдкой показал занимательное видео с бывшим генпрокурором Скуратовым на канале, которым руководил в то время. За этот поступок он получил все места, все должности, Театр мюзикла, и не только для себя, но и для всей своей семьи. Его жена очень хорошо существует. А Новый год семейство празднует в Париже - с бывшим министром культуры Авдеевым. Ему наплевать, что Ирина Апексимова делает с Театром на Таганке, что она там показывает. Ему главное - чтобы не было духа театра Губенко!
Умные заповеди
- Ваш однокурсник Сергей Никоненко часто вспоминает, что Губенко был самым талантливым на курсе, что на спектакль «Карьера Артура Уи», где он играл главную роль, приходила вся Москва, хотя спектакль дипломный. Как вы можете объяснить феномен Николая Николаевича?
- Коля ничего и никого не боялся. Никогда. Он был самым свободным человеком из всех, которых я встречала за свою жизнь. И в нем была огромная сила. Его взгляда никто не мог выдержать.
- Вы, как и муж, придерживаетесь коммунистических взглядов?
- Коммунизм - это шанс для человечества. Можно не верить в коммунизм, но то, что он сегодня ближе, чем мы, к христианским заветам - не убий, не укради - это однозначно. Храм - в душе. Но я - атеист.
- Кто оставил заповеди, если вы не верите в Бога?
- Умные люди написали заповеди и оставили человечеству на всякий случай.
- Николай Губенко всю жизнь был коммунистом, и он много сделал для КПРФ, так почему бы вам не обратиться за поддержкой к Геннадию Зюганову?
- Придется обратиться. Хотя я не думаю, что это может увенчаться успехом. В нашей стране все решает один человек, к которому я точно не попаду.
Я - дочь дипломата, жена бывшего министра культуры СССР, и знаю, куда попадают такого рода письма. Его перешлют в Министерство культуры, оттуда - в правительство Москвы, и опять оно попадет в руки людей, которые все уже решили.
-А может, надо обратиться к руководству МИДа, где наверняка есть люди, которые знали вашего папу?
- Мой папа 1919 года рождения. Никого не осталось в МИДе из его друзей. Да, никто и не будет никого защищать - время сейчас такое, каждый за себя. И ради себя готов уничтожать других. Много несправедливого, жестокого происходит сегодня. Меня неприятно удивили слова актрисы Аллы Демидовой еженедельнику «Собеседник» о том, что «Содружества...» и так практически не существовало.
- Демидова так сказала? Она очень редко дает интервью.
- Вот я и удивилась, когда прочитала такое. Как она так может сказать о своем коллеге, с которым играла в спектакле «Добрый человек из Сезуана» и который 30 лет жизни отдал театру «Содружество актеров Таганки»? Алла когда-то заявила, что «мнение зрителей ей вообще не интересно, а интересно мнение 60 избранных, к мнению которых она прислушивается». Ну а Губенко создал зрительский театр. Да, о нас мало писали в СМИ, потому что была объявлена откровенная травля. Алла высказалась некорректно, и мне жаль, что актриса, претендующая на интеллектуалку, позволяет себе такие выводы о театре.
- Вы уверены, что зрители не хотят смотреть спектакль про менструацию?
- На премьеру спектакли продали шесть билетов. А у Коли были аншлаги. На некоторые спектакли билеты надо было покупать за два-три месяца.
- Вы очень хорошо выглядите. Почему не снимаетесь, на сцену не выходите?
- Вот этого, пожалуйста, никогда мне не говорите. Я - умный человек, вижу себя в зеркало и никогда бы не стала сниматься с таким лицом.
- Берегите себя, пожалуйста.
- Я берегу себя. Есть перебои с давлением, но я сильная. Обидно, что расправились с Колей вот так…