Абстракция пейзажа 

Абстракция пейзажа
Фото: Новый Омск
Экспозиция названа «Сознание пейзажа» (0+). У Ольги Кошелевой это юбилейная персональная выставка — десятая по счёту. И очень символично, что она проходит в новом здании на улице Музейной.
По словам замдиректора музея имени М. А. Врубеля Ирины Симоновой, пастель — очень интересная техника, это и графика, и живопись, цвет и свет. Графика Ольги всегда светлая. На первый взгляд работы могут показаться абстрактными, но чем больше вы будете в них вглядываться, тем сильнее начнут проявляться узнаваемые картины. Это и весеннее путешествие по , и взгляд на наш  с нестандартного ракурса, это и . Причём все работы на выставке — из мастерской художницы, это работы последних лет.
«Ваш ОРЕОЛ» поговорил об экспонатах с Ольгой Кошелевой и куратором выставки Вадимом Савельевым, специалистом экспозиционно-выставочного отдела, культурологом и философом.
— Ольга, мы привыкли видеть пастель только за стеклом. Как так получилось, что ваши картины «обнажены»?
— Для меня ситуация тоже уникальная. Это произошло буквально накануне открытия выставки. И я считаю, что это большое достижение. Мой куратор, руководство и все работникам музея
пошли на риск, хотя и с моего разрешения. Мы приняли это решение внезапно. Изначально вся экспозиция находилась за стеклом. Но это выглядело будто выставка пятидесяти зеркал. Поэтому было получено разрешение, и буквально за один день стёкла сняли.
— Дислокация работ на выставке потрясающая!
— Мы работали над ней вместе с куратором и работниками музея. У меня сразу была задумка сделать развеску блоками. И, конечно, любая экспозиция — это головоломка, но в общем, у нас, я считаю, всё получилось.
— Откуда появилось название «Сознание пейзажа»?
— Название предложил куратор. У меня обычно сложности с названиями (смеётся).
— Здесь три работы 2021 года — «На заре» и две «Белый город». Это с натуры?
— Это, скорее всего, натурное восприятие поездки по Грузии. Такое эмоциональное состояние, когда внутри тебя распирает, и ты уже знаешь, что ты хочешь что-то сделать.
— То есть заря не омская, а грузинская?
— Да, хотя это что-то общее, без географии.
— В аннотации к выставке написано, что ваши произведения это абстракция, а натурализма больше в названиях.
— Да, я всегда даю такое натурное название, чтобы был посыл для зрителя, чтобы ему было доступно дальнейшее понимание, расшифровка работы, потому что в принципе все работы реалистичны. Это не абстрактное отвлечённое мышление, когда художник мыслит абстрактными формами. Нет, я абсолютно считаю себя реалистом.
— У вас к каждой работе название — это точка отсчёта?
— Да, точка отсчёта, точка масштаба. А дальше это просто переосмысление, визуализация и возможность для зрителя самому найти свой контекст прочтения работ.
Куратор Вадим Савельев:
— Главная изюминка в том, что мы экспонируем пастель без стекла. Это совершенно другое ощущение, и это очень редко делается. В данном случае, поскольку все эти работы принадлежали Ольге, она смогла пойти на такой риск. Мы из своих фондов просто не рискнули бы выставлять пастель без стекла. А художнику захотелось показать их в таком первозданном виде зрителю. Здесь видно саму яркость пастели. Для зрителя это необычная эмоция. Все пастелисты волшебники, откровенно говоря.
— Ольга сказала, что название выставки предложили вы?
— Да, мы с ней размышляли о том, как назвать выставку, придумывали концепцию и в итоге решили сконцентрироваться на том достаточно забавном эффекте, который возникает от просмотра её работ. Пейзаж вступает со зрителем в некую активную коммуникацию, как будто бы сам пейзаж является сознанием, а не просто восприятием самого зрителя. Пейзаж входит в зрителя уже готовый, субъектный.
— Стоишь у картины и расшифровываешь эту шараду…
— Да, да, да. Получается, что одно из тех удовольствий, которые может получить зритель от искусства Ольги, это не просто зрение и восприятие картины. Это восприятие того, как ты в качестве зрителя воспринимаешь картину.
— Как вообще вам работалось с Ольгой Кошелевой?
— Во-первых, работать, однозначно, очень приятно. Это интересный, мыслящий художник, и это искусство не для себя, не вещь в себе. Это искусство, через которое Ольга общается со зрителем. Оно не герметичное, не закрытое. Это искусство, с которым вполне можно вступать в общение, и даже то самое отсутствие стёкол — показатель того, насколько её творчество ориентировано на зрителя. Оно не пытается понравиться, но оно хочет быть зрителю дано.
Справка
Ольга Кошелева родилась в Омске в 1966 году. Окончила художественно-графический факультет Омского государственного педагогического института имени А. М. Горького. Студенткой художница создала свои первые станковые живописные произведения, вступила в объединение художников «Пульс» и начала активную творческую и выставочную деятельность.
Выставочная практика художницы насчитывает около ста проектов. Ольга Кошелева является участницей и дипломантом международных, всероссийских и межрегиональных выставок. Её работы хранятся в собраниях Омского музея изобразительных искусств имени М. А. Врубеля, Городского музея «Искусство Омска», Томского областного художественного музея, в галереях и частных коллекциях в России, Франции, , Великобритании.
Видео дня. Даву и Бузову заподозрили в примирении
Комментарии
Читайте также
Новости партнеров
Новости партнеров
Больше видео