Классические приемы, которые помогут создать красивый розарий в своем саду
Довольно часто можно слышать мнение, что классический регулярный стиль розариев не подходит для наших условий. Аргументы против него высказываются обычно следующие.
Розарий в классическом регулярном стиле
Во-первых
, очень высокая трудоёмкость. Если в миксбордере некоторая неухоженность простительна и даже может придавать саду определённый шарм, эдакое настроение запущенного бабушкиного сада, то регулярный стиль подобных вольностей не прощает: неровный край газона, неподстриженный бордюр, сорняки будут бросаться в глаза и портить всё впечатление.
Во-вторых
, ограниченный сезон декоративности. Розы, конечно, очень красивы, но только пока цветут. До конца июня, когда начинают цвести самые ранние сорта, сад из одних роз будет выглядеть скучно.
В-третьих
, в монокультуре розы чаще болеют, так как больше условий для распространения заболеваний — обычная проблема для монопосадок.
Возникает закономерный вопрос — а зачем вообще это нужно? Не лучше ли более свободные смешанные посадки в сочетании с многолетниками, плавные линии вместо прямых углов?
Вряд ли стоит пытаться повторить классический розарий в своем загородном саду, но подсмотреть удачные идеи, безусловно, можно
Я никогда не была сторонницей классических формальных розариев. Возникали почему-то всегда ассоциации с пионерским лагерем: прямоугольные клумбы, засаженные красными чайно-гибридными розами, много голой земли. До сих пор считаю, что
полностью регулярным свой сад делать не стоит
— быстро надоест. Однако некоторые элементы вполне можно взять на вооружение. Чем же может быть интересен для рядового российского садовода регулярный стиль?
Рама для картины
Представьте себе типичный куст розы. Невыразительная чаще всего листва; масса побегов, растущих как им хочется — в разные стороны; бесформенный куст, часто оголённый у основания. Ничего общего с изящным «фонтанчиком» мискантуса или лаконичной скульптурностью хосты. Чуть лучше выглядят кусты старинных сортов, некоторые современные сорта шрабов и английские розы — Дэвид Остин специально отбирает сорта, красивые не только цветками, но и формой куста. Но в целом, признаемся, роза — далеко не самое красивое растение, пока она не цветёт. Бесформенный аморфный куст необходимо обыгрывать, оттенять, недостатки прятать, «голые ноги» прикрывать.
Регулярный стиль в саду хорош именно своей
структурностью
,
оформленностью
. Ограничив массу цветов четкими геометрическими границами, мы создадим «раму для картины». Розы, растущие на клумбе простой прямоугольной формы, ограниченные стриженым бордюром (который, кстати, закрывает низ кустов!) или просто ровной полоской газона, выглядят действительно очень эффектно. И если с прямыми жёсткими кустами чайно-гибридных роз или флорибунд результат чересчур уж формален и не всем нравится, то с более изящными современными сортами шрабов, почвопокровными или английскими розами оправдывает себя на все сто процентов. А почему бы не сделать то же самое и со смешанной посадкой?
Четкие геометрические границы, стриженые фигуры - приметы классического розария, которые стоит позаимствовать
Не только розы нуждаются в «рамах». Ещё один отличительный признак регулярного сада —
стриженые фигуры
. Самшитовые бордюры, конусы и шары — визитная карточка практически любого формального розария. Тем не менее, шары из самшита (у нас самшит можно заменить карликовыми сортами спиреи японской) часто используют и в свободных посадках — их помещают прямо в массу цветов, иногда по одному, иногда небольшими группами. Это прекрасный акцент, своеобразный «противовес», полюс спокойствия среди буйства красок.
Стричь бордюрчики по несколько метров длиной каждую пару недель, конечно, слишком муторно, а вот пару таких «шариков» — вполне возможно. Третье заимствование из регулярных садов —
много газонов
и вообще зелёного цвета. Нет, конечно, газоны используются в любом саду, но именно в регулярных розариях газонов так много, и именно газон служит фоном для роз, а не окружающие посадки многолетников.
Изумрудно-зеленый газон - лучший фон для роз
Не могу объяснить, почему, но
розы любого цвета особенно эффектно выглядят на изумрудно-зелёном фоне
. Возможно, дело в том, что на ровной зелёной поверхности глаз отдыхает, и масса цветков с их буйством красок и разнообразными формами и фактурой уравновешивается ею, но факт остаётся фактом. Попробуйте «нарисовать» клумбу из роз на фоне, скажем, гравийной отсыпки или мощения и такую же — но на фоне ровной стриженой травки. Второй вариант однозначно более выигрышный! Наверное, не в последнюю очередь газонам обязан сад Багатель в Париже своему званию одного из самых эффектных классических розариев.
Третье измерение
Итак, структура и графичность, которой так не хватает розам, у нас в саду уже появилась, но картинка пока плоская. Чтобы сад стал объёмным, необходимо третье измерение. Именно формальному стилю мы обязаны существованием разнообразнейших
элементов вертикального озеленения
— перголы, шпалеры, арки, обелиски, увитые розами, буквально за сезон совершенно преображают облик сада. Особенно это актуально для молодых садов, где нет больших деревьев.
Таких вертикальных элементов много, и на них я остановлюсь поподробнее.Пожалуй, наиболее значимые по воздействию на облик сада —
. Одна из древнейших конструкций, придуманная ещё в античной Италии, в классическом варианте представляет собой два ряда столбов (деревянных, каменных или кирпичных) вдоль дорожки, соединённых вверху продольными и поперечными деревянными балками.
Перголы относятся к числу древнейших садовых конструкций и служат непременным элементом классического розария
Увитая розами пергола помогает разделить пространство в саду на несколько «зелёных комнат», даёт тень и делает сад в целом более интересным. При планировании такой конструкции обязательно нужно учесть несколько моментов.
Во-первых, для перголы необходимо довольно
много места
, чтобы не цепляться за шипы роз — как минимум, 2 м в ширину и высоту. Тени конструкция даёт много, и поэтому располагать перголу следует так, чтобы розы были хорошо освещены — то есть,
с севера на юг
. Не следует сажать растения слишком плотно, чтобы воздух мог свободно циркулировать между кустами. Кроме того,
пергола не должна вести «в никуда»
— обычно, на дальнем конце устанавливают красивую скульптуру или сажают штамбовую розу.
Ещё один нюанс: для посадки на перголу лучше выбирать
розы из группы однократноцветущих рамблеров
, поскольку они отличаются гибкими побегами, которые легко направлять, и мощным ростом — это единственные розы, которые в нашем климате доберутся до крыши перголы.
Разумеется, всё описанное — вариант для большого сада. Для маленького розария подобная конструкция чересчур громоздка, но для этого существует множество модификаций классической перголы. Пергола, опирающаяся одной стороной на стену дома, создаст тенистый уголок для отдыха в жару. Небольшую перголу можно установить над скамеечкой — получится уютная беседка.
Арки - широко известная и популярная опора для роз
Широко известная и популярная у нас опора для роз —
. Множество готовых арок имеется в продаже, но, к сожалению, удачные конструкции среди них редкость. Большинство арок слишком узкие и низкие, под ними неудобно ходить, они хлипкие, легко ломаются и раскрашены в ярко-зелёный, а иногда и белый цвет. Узкую покупную арочку хорошо поставить просто в качестве декорации, например, к забору, где никто не будет под ней ходить, и перекрасить в цвет старой бронзы, чтобы ядовитая зелень не диссонировала в саду своей искусственностью.
При наличии необходимых навыков и аппарата для сварки арку или целую аркаду над дорожкой легко сварить из арматуры — это более прочная и, что немаловажно, недорогая альтернатива покупным аркам, кроме того, её можно сделать именно такого размера как вам нужно. В отличие от перголы,
аркада
— более воздушный и лёгкий вариант, пропускает много света, а значит, не нужно ориентировать дорожку в определённую сторону, чтобы добиться хорошей освещённости роз. У основания опор можно подсадить к плетистым и невысокие почвопокровные розы или розы флорибунда.
Арки можно использовать и так
Ещё один очень эффектный вариант классической опоры для роз, у нас почти неизвестный — столбы, между которыми висят канаты либо цепи в виде фестонов. Такую опору можно установить не только вдоль дорожки, но и на заднем плане цветника. Канаты должны быть достаточно тяжёлыми, чтобы сохранять форму фестонов под весом роз, поэтому часто вместо настоящего каната вешают металлические цепи, обмотанные верёвкой.
Обелиски и пирамидки
, увитые розами, используются у нас довольно часто, но, как правило, они слишком низкие и лишь выглядывают над общей массой растений на клумбе. В классических садах обелиски гораздо выше, они могут достигать 3 м в высоту — настоящие восклицательные знаки сада! Особенно эффектны на фоне голубого неба жёлтые сорта роз, например ‘Michka’ или ‘Rimosa Climbing’.
Увитые розами обелиски и пирамидки должны быть высокими, чтобы выглядеть эффектно
Наконец, последний элемент регулярного стиля, которого хотелось бы коснуться —
сочетание роз с водой
. У нас его используют до обидного редко — вероятно, из-за технических сложностей с изготовлением водоёма и дальнейшим уходом. Но если есть возможность устроить в розарии фонтанчик или маленький водоём (круглой или прямоугольной формы) — попробуйте непременно, оно стоит того.
Делать свой розарий целиком регулярным, конечно, перебор. Однако, посмотрев лучшие розарии Франции, выполненные в этом стиле, — Bagatelle и Val di Marne (фото этих садов приведены в качестве иллюстраций) — поневоле задумываешься: возможно, регулярный цветник, посвящённый только розам, это не такая уж плохая идея?
Ирина Махрова
фото автора
Вам также могут быть интересны публикации:
Розарии. Принципы и вариантыСвита для розы: как подобрать партнеров для королевы цветов10 идей для шикарного розарияЦветовое сочетание в розарияхХорошие соседи для роз: какие растения можно посадить рядом с королевой садаНежелательные соседи для роз: какие растения не стоит сажать рядом с королевой садаПриглашаю в сеульский розарий