История одной церкви. Храм Иоанна Воина на Якиманке

До революции на московской улице Большая Якиманка стояли четыре церкви, но уцелела только одна – посвященная святому мученику Иоанну Воину. Этот уникальный памятник российской архитектуры первой четверти XVIII века принадлежит к числу лучших образцов петровского барокко. За триста лет своего существования он вместе со всей страной пережил самые страшные и темные периоды, но практически ни разу не закрыл двери для верующих.

История одной церкви. Храм Иоанна Воина на Якиманке
© Главгосэкспертиза России

Иоанн Воин жил в IV веке и служил военачальником в армии римского императора Флавия Клавдия Юлиана, царствовавшего в 361-363 годах и прозванного в народе Отступником. Юлиана назвали так потому, что он, в отличие от своего дяди, императора Константина Великого, отказался от христианского вероучения и стремился вновь распространить язычество по всей империи. Строить языческие храмы было долго, поэтому Юлиан решил использовать для жертвоприношений христианские базилики, а одним из своих указов запретил христианским учителям вести свою деятельность, пока они не перейдут в язычество.

Летом 362 года Юлиан Отступник отправился в восточные провинции Римской империи, в Сирию, большинство населения которой было христианским. С приездом императора в город Дафну совпал пожар, случившийся в храме Аполлона и Артемиды. В поджоге заподозрили христиан, и рассерженный Юлиан приказал за это закрыть их главную базилику. Она была разграблена и подверглась осквернению, базилики в соседних городах – тоже. Многих христианских священников ждала мученическая смерть.

Иоанн, служивший в армии Юлиана Отступника, был убежденным христианином, хотя и скрывал этот факт. Когда начались гонения на христиан, он притворялся ревностным преследователем христиан, однако при этом втайне помогал им, спасая от смерти и тюрьмы. Кроме того, Иоанн поддерживал больных и немощных, независимо от их вероисповедания. «Одних прежде, чем они были схвачены, он извещал, чтобы они могли убежать, а других уже после того, как они были схвачены, освобождал. Он оказывал милосердие не только гонимым христианам, но и тем, которые просил у него помощи, давая им все то, в чем они нуждались», – описывает житие Иоанна Воина святитель Дмитрий Ростовский.

Однако благородные деяния Иоанна в Сирии продолжались недолго: солдаты из его отряда написали донос на своего командира. Император Юлиан, который уже был в Константинополе, потребовал доставить Воина к себе. По дороге стража жестоко обращалась с Иоанном: его избивали, морили голодом и жаждой. Когда будущего святого привели в столицу, Юлиан как раз отбыл в поход против персов, и Иоанна заключили в темницу до возвращения Отступника. Но Юлиана вскоре убили на войне, ему на смену пришел император-христианин Иовиан (363–364). Иоанн Воин был освобожден вместе с другими христианами. Все свое богатство он отдал бедным, больным и страждущим, которые нашли в святом Иоанне утешителя и помощника. В народе считают, что святость Иоанна Воина заслужена еще и тем, что святой жил праведно и богоугодно, несмотря на всеобщее падение нравов. А ведь когда кругом царят грех и нарушение заповедей, трудно не поддаться соблазну.

В русской православной традиции Иоанн Воин известен как великий помощник в скорбях. На иконах он изображен с непокрытой головой, его лик обрамлен темными волосами и бородой. На святом плащ и чешуйчатые доспехи. Иоанна изображают с тремя непременными атрибутами: крестом (символом веры, пронесенным через все испытания), копьем (символ силы, данной Всевышним для войны с грехом и неверием), и щитом (Господней защитой от любых напастей).

Первое упоминание о московском храме Иоанна Воина относится к 1625 году. Он тогда располагался на берегу Москвы-реки, около современного Крымского моста – тогда на его месте был Крымский брод. Вплоть до строительства Водоотводного канала в 1786 году эта местность сильно затапливалась – в том числе и храм, который стоял на пересечении нынешних Якиманского и 2-й Бабьегородского переулков. Особенно сильное наводнение случилось в 1708 году.

Существует легенда, согласно которой Петр I, проезжая по Якиманке, увидел, что церковь стоит в воде, а прихожане добираются до нее на лодках. Узнав, что это храм Иоанна Войнственника, царь воскликнул: «Это наш патрон! Скажите священнику, что я бы желал видеть храм каменный и на возвышении у самой большой улицы. Дам вкладу и пришлю план». Через два месяца он привез план лично, а в книге, где записывались пожертвования на строительство, якобы начертал: «Вклад даю триста рублей. Петр».

К освящению храма, которое прошло 12 июня 1717 года Петр Великий прислал золотые сосуды, картину с надписью «Аптека, врачующая грехи», и пудовую гирю на массивной цепи. Ее подвесили при входе для напоминания людям о соблюдении порядка во время службы.

Архитектура храма Иоанна Воина на Якиманке объединила элементы московского и украинского барокко и несла отчетливые следы европейского влияния, характерного для русской архитектуры времен ПетраI. Автор проекта остался неизвестным, однако сходство храма Иоанна Воина с Меншиковой башней (она же – церковь Архангела Гавриила) на Чистых прудах позволяет исследователям предположить возможное авторство Ивана Зарудного. О том, как этот архитектор строил свой самый известный шедевр, Пресс-служба Главгосэкспертизы России писала в августе прошлого года.

Иван Петрович Зарудный был разносторонне одаренным человеком, помимо прочего он занимался живописью и резьбой по камню, был цензором иконописных работ. Но известен он в первую очередь как скульптор, декоратор и архитектор. В своем искусстве московского периода Зарудный сочетал художественные впечатления молодости, проведенной в Малороссии, с глубоким и проникновенным пониманием московских художественных традиций.

Здание храма Иоанна Воина представляет собой традиционный восьмерик на четверике, однако здесь представлены два коаксиальных восьмиугольника, каждый венчает половину купола. Южный придел храма посвящен мученикам Гурию, Самону и Авиву, приставной – великомученице Варваре, а северный – святителю Димитрию Ростовскому, чьи мощи были обретены нетленными в 1752 году. Кованая узорная ограда на кирпичном фундаменте была возведена в 1754–1758 годы. В 1779–1791 годах над фресками храма работал Гавриил Доможиров, а иконостас делал Василий Баженов. К сожалению, эти бесценные произведения искусства были утрачены в шестидесятые годы XIX века.

В 1812 году храм осквернили наполеоновские солдаты. В поисках драгоценной церковной утвари они взламывали пол и рубили стены. В 1813 году престолы были освящены заново, а те несколько дней, когда здание подвергалось разграблению французов, так и остались единственным временем за всю трехсотлетнюю историю храма, когда в нем не совершались богослужения.

В советское время храм не закрывался, но в 1922 году были конфискованы все его ценности, а настоятель храма отец Христофор (Надеждин) – убит. В 2000 году его причислили к лику святых новомучеников и исповедников российских.

В советское время храму выпало стать хранителем многих великих христианских святынь, которые сюда перенесли в 20–30-е годы ХХ века из закрытых московских церквей. Так, из снесенного в 1969 году Иоакимоаннинского храма (церковь Благовещения в Голутвинской слободе), которая дала имя улице Якиманке, сюда перенесли икону праведных Иоакима и Анны с 80 житийными клеймами. Здесь же оказалась икона святого Василия Блаженного из храма его имени на Красной площади и икона святой великомученицы Варвары из храма на Варварке. Иконы Всемилостивого Спаса Смоленского и святителя Николая Чудотворца находились раньше над воротами Московского кремля, а сегодня из можно увидеть в храме Иоанна Воина – так же, как резной золоченый иконостас, сооруженный в 1708 году для церкви Трех Святителей у Красных ворот.

Сегодня в церкви хранятся такие святыни, как иконы Владимирской Божией Матери с клеймами, преподобных Анны Кашинской и Серафима Саровского, частицы более 150 угодников Божиих в ковчегах и в иконах, аналойная икона св. Христофора (Надеждина). А одно из последних изменений в храме Иоанна Воина произошло в 1984 году, когда из-за расширения улицы церковная ограда была передвинута на новую красную линию.

Подробности об истории храма Иоанна Воина на Большой Якиманке вы можете узнать из опубликованного на сайте Главгосэкспертизы России выпуска «Библиотечных историй».

Фото: culture.ru, hramiv.cerkov.ru