«Наташа» шагнула из «Дисциплины»
Пьеса московского драматурга добралась до финала новосибирского театрального проекта.
ПЕРВЫЙ рабочий сезон фабрики нарративного театра «Дисциплина» в новосибирском «Старом доме» подошел к логическому завершению. В декабре и январе со сцены театра было прочитано 11 пьес, написанных русскоязычными авторами в рамках нового драматургического проекта, который начался с желания вернуть на сцену увлекательную историю и дать слово героям нашего времени, а закончился широкими возможностями пополнить репертуарную копилку театров страны. Впрочем, право первой постановки пока в руках организатора проекта — театра «Старый дом». Уже 10 апреля в афише появится спектакль по пьесе московского драматурга Марины Крапивиной «Наташа». Еще две пьесы — «От отбоя до подъема» новосибирца Алексея Понедельченко и «Катапульта» минского драматурга Дмитрия Богославского — рассматриваются для постановки в следующих сезонах.
Фабрика нарративного театра «Дисциплина» стартовала год назад: 21 января «Старый дом» объявил конкурс авторов для своего нового проекта. Победителям предстояло писать пьесы под руководством наставника и по стандартам популярных западных сериалов. По замыслу кураторов (драматурга Александра Молчанова, режиссера Андрея Прикотенко, критиков Оксаны Ефременко и Антона Хитрова), лучшие тексты должны попасть на сцену «Старого дома», а в перспективе и на другие театральные площадки страны.
«В российском театре есть такое направление, как авангардный, экспериментальный театр, — рассказывает куратор проекта театральный критик Оксана Ефременко. — Если говорить об общероссийской тенденции, то это постдраматический театр — театр, который отказывается от сюжета и яркого героя, но дает новый опыт зрителю. Он очень интересен, и «Старый дом» всегда этим занимался. Однако подобные эксперименты связаны с локальным зрителем и привлекают внимание исключительно театралов. Второе направление — это бестселлеры, ловко сделанные истории развлекательного характера и не всегда высокого художественного качества. Формулируя концепцию проекта «Дисциплина», нам хотелось сделать такой жест, чтобы, с одной стороны, сохранить радикальность идеи, а с другой стороны, быть открытыми большому, массовому зрителю. И мы подумали, что самым радикальным жестом будет возвращение к традиции, к довольно конвенциональной истории — к хорошо сделанной пьесе, где есть правильно построенный сюжет и интрига, за которой хочется следить до самого финала. Еще одной важной идеей стали для нас поиски нового героя. И на «Дисциплине» появилось много пьес, в которых действуют наши современники. При этом они поднимают самые важные и тревожащие нас сегодняшних темы — женская эмансипация, привилегии, устройство рабочего пространства, классовые противоречия, генетическая память, домашнее насилие и так далее».
До финала проекта «Дисциплина» добралось 11 русскоязычных драматургов из Азербайджана, Беларуси, Германии и России, что позволило говорить о международном статусе стартапа. Среди них как начинающие авторы (Наталья Ключарева, Ирина Козловская, Петр Маняхин, Мария Михилева, Алексей Понедельченко), решившие впервые попробовать себя в новом жанре, так и опытные драматурги (Карина Бесолти, Дмитрий Богославский, Исмаил Иман, Марина Крапивина, Булат Минкин, Надежда Фролова), которым проект оказался интересен именно своей возможностью поработать в заданных кураторами рамках. Ориентиром для всех участников стало длинное западное кино — стандарты, заданные популярными сериалами Netflix и HBO.
«Создавая проект, мы ориентировались на то, что многие прозаики и драматурги сегодня ушли именно в сценарное дело, — поясняет Оксана Ефременко. — И Александр Молчанов, наш главный коуч и куратор проекта, конечно, сознательно ориентировался на эту сериальную культуру — и в смысле построения сюжета, и в смысле увлекательности. Я надеюсь, что зрители смогут прийти и оценить, насколько мы перекликаемся и можем конкурировать с Netflix. Сегодня театр рассматривается как часть большой креативной индустрии, поэтому мы хотим создавать серьезный и качественный продукт, упакованный в интересную форму и привлекающий большого зрителя, того самого зрителя, о котором все время думает художественный лидер «Старого дома» Андрей Прикотенко. А он думает о театре для людей, для аудитории, которая не совсем готова к эксперименту, но при этом не хочет смотреть Рэя Куни и совсем антрепризные вещи».
Презентация созданных в рамках проекта пьес проходила в два этапа. Четыре текста были прочитаны со сцены театра «Старый дом» в декабре 2020 года, еще семь были представлены зрителям в конце января 2021 года. В итоге в фокусе внимания художественного руководства «Старого дома» оказались три истории: «Наташа» Марины Крапивиной (Москва), «От отбоя до подъема» Алексея Понедельченко (Новосибирск) и «Катапульта» Дмитрия Богославского (Минск). «Конечно, мы понимаем, что в результате работы первого сезона «Дисциплины» мы получили не одного победителя, а много качественных пьес, — рассказывает директор театра «Старый дом» Антонида Гореявчева. — Поставить все одиннадцать текстов на сцене нашего театра невозможно, поэтому мы выделили для себя трех финалистов. «Наташа» получит свою жизнь весной, в отношении двух других текстов мы рассматриваем возможности для постановки».
Премьера первого спектакля по пьесам «Дисциплины» запланирована на 10 апреля. Пьеса «Наташа» известного московского драматурга Марины Крапивиной неслучайно отсылает читателя/зрителя к драматургии Чехова. Действие происходит в современной Москве с ее неискоренимым социальным неравенством: в жизнь интеллигентной столичной семьи — высокомерной, пассивной и непрактичной — врывается витальная молодая провинциалка с тяжелым прошлым, которая, казалось бы, играючи взваливает на себя чужие проблемы, а потом с той же видимой легкостью захватывает чужую жизнь. «Меняются времена, меняются эпохи, а противостояние людей разного социального положения не сходит на нет. Зрителям наверняка будет интересно, вырвется ли героиня из этого течения жизни. В финале Наташа всех удивит, предсказывают создатели проекта «Дисциплина». — Кроме того, в пьесе представлена серьезная психологическая разработка людей разных профессий и взглядов, дается срез современного общества. Есть героиня, которая владеет модной профессией психолога. Есть герой, который пишет сценарии, но никак не может их завершить. Есть сама провинциалка Наташа, которая работает в детском саду и открыта детям, но со своими близкими, с теми людьми, в семью которых она попадает, она ведет себя совершенно по-другому. Наташа активна, парадоксальна, не безупречна в этическом плане, но обаятельна. Это как раз то, с чем любит работать современный театр, — с неоднозначностью и объемом характера».
Заглавную роль в спектакле исполнит прима новосибирского «Старого дома» Лариса Чернобаева. Постановку осуществит известная российская актриса и режиссер, обладательница «Тэфи» и лауреат кинопремии «Ника» Юлия Ауг. «Когда мы только начинали этот проект, было ясно, что у каждого из нас есть свое представление о творчестве и мире, — утверждает главный режиссер театра «Старый дом», куратор проекта «Дисциплина» Андрей Прикотенко. — Но мы послушно стали играть в увлекательную игру, названную нами фабрикой нарративного театра, встречались в Zoom’е, слушали лекции, много разговаривали, начали искать в этом себя и добились хороших результатов. К сожалению, мы не можем поставить одиннадцать спектаклей, но мы можем расширить, усилить этот проект за стенами театра и за пределами Новосибирска. Главное сейчас дойти до конечного итога, а для меня как для режиссера этим итогом является создание спектакля. Очень надеюсь, что те желания и идеи, которые мы закладывали в проект, будут учтены и перенесены режиссером на сцену. Но у нас есть только благожелательные интонации, поэтому, что в конечном счете сделает режиссер, мы не знаем и вместе со зрителями будем ждать результата».
Читки и обсуждения пьес на сцене «Старого дома», проходившие при активном участии экспертов и представителей культурного комьюнити из разных городов России, не только собрали аншлаговые залы офлайн, но и привлекли внимание виртуальной аудитории. Суммарное количество просмотров трансляции январского этапа составило более 100 тысяч. «Я видел много разных читок и обсуждений, — признается сценарный коуч и куратор проекта «Дисциплина» Александр Молчанов. — Мне кажется, зрители этого театра и этого проекта справились со своей миссией. Здесь потрясающая атмосфера, и публика очень сильно помогала участникам тем, что слушала, смотрела, направляла на сцену свои любящие глаза и активно участвовала в обсуждениях. Сама основная идея нашего проекта — это зрительский театр, театр для зрителя. И поверьте, все, что было сказано в этих стенах, будет использовано в нашей дальнейшей и текущей работе. Пьеса рождается не в тот момент, когда она появляется на бумаге, а в тот момент, когда она впервые звучит на сцене. Наставники выступили для участников проекта музами, и очень здорово, что зрители выступили теми акушерами, которые приняли роды».
Заинтересовались проектом «Дисциплина» и коллеги из других театров. «Мы получили интерес со стороны наших коллег, — подчеркивает директор театра «Старый дом» Антонида Гореявчева. — Они хотят присоединиться к нашему не имеющему аналогов проекту и продолжать в тандеме с нами второй сезон. Если мы объединимся с другими театрами, а такие предложения у нас есть — от Петербурга до Дальнего Востока, то читки будут проходить на разных площадках страны, и наш драматургический проект вырастет до формата большого фестиваля. Формат «Дисциплины» оказался очень востребованным и жизнеспособным. А содержание — качественным и интересным как для профессионального, так и для обычного зрителя. Мы выходим на федеральный уровень и планируем развивать нашу фабрику нарративного театра, как и другие серьезные проекты, которые рождаются на базе нашего театра».
Марина ВЕРЖБИЦКАЯ, «Новая Сибирь»
Сообщение «Наташа» шагнула из «Дисциплины» появились сначала на Новая Сибирь.