Спецпроект гример: кто рисует синяки актерам “Манекена”
Ольга Чулкова приходит в театр «Манекен» за три часа до начала спектакля и сразу идет в женскую гримерку. Здесь у неё есть специальный столик, зеркало и яркая лампа. Ольга расставляет кисти в баночки, открывает палитры с разноцветным масляным гримом, ставит на полку румяна и тени, вытаскивает спонжики. Когда все готово, она садится на стул и ждет актеров. Ольга — один самых важных людей в театре, она — гример, без нее не случится волшебства, а актерам никто не поверит.Чтобы, наверняка, поверили, через руки гримера проходит вся театральная труппа перед тем, как выйти на сцену. Кому-то надо нарисовать синяк, кого-то просто «сделать красивым», а некоторых раскрасить так, будто они вернулись с войны.В день, когда журналист «Хороших новостей» пришел к Ольге в гримерку, в «Манекене» давали спектакль «Как люблю я вас» по пьесе Валерия Шергина. Это история о государстве, где все города превратились в концлагеря. Жители страны не могут свободно перемещаться и сами выбирать свою судьбу, а при попытки к бегству полагается казнь. Под стать настроению спектакля следовало и наносить грим для действующих лиц.Когда идет подготовка к спектаклю, художник-постановщик придумывает костюмы, делает эскизы, высказывает свои пожелания по гриму или даже прорисовывает его на эскизе. Исходя из этого я создаю грим. На репетиции с костюмами сценограф смотрит, что получилось в целом, а потом выносит вердикт — все ли в порядке, — пояснила Ольга.Ольга озабочено смотрит на часы и выглядывает в коридор. До спектакля осталось всего полтора часа, а актеры не спешат гримироваться. Сегодня «театральному визажисту» предстоит загримировать пять участников спектакля — четырех мужчин и одну женщину. Кто-то предпочитает сам накладывать грим, зеркал в гримерке много. Но в основном проще подсесть ко мне. Быстрее получается. Наконец-то в гримерку заходит один из актеров — Алексей Чумак. Он покорно садится на стул, и Ольга начинает над ним колдовать — наносит на лицо и руки синие и зеленые пятна в тон костюма — серого греческого хитона. Не люблю я грим. Потом отмываться от него мицеллярной водой, иначе его никак не сведешь даже за несколько дней, — пожаловался Алексей. Гримироваться к Ольге пришли не только «концлагеристы», но и сам режиссер постановки Сергей Овинов. К зрителям он выходит в качестве ведущего и специального театрального грима ему не требуется. Но даже ему нужно нанести макияж. Честно говоря, без косметики на сцену лучше не соваться: свет софитов такой яркий, что делает лица плоскими и при этом подчеркивает абсолютно все недостатки: мешки под глазами, морщины, красный нос. Чтобы избежать этого, следует сделать скульптурирование лица — то есть создать искусственную игру света и тени.Гримироваться к Ольге пришли не только «концлагеристы», но и сам режиссер постановки Сергей Овинов. К зрителям он выходит в качестве ведущего и специального театрального грима ему не требуется. Но даже ему нужно нанести макияж. Честно говоря, без косметики на сцену лучше не соваться: свет софитов такой яркий, что делает лица плоскими и при этом подчеркивает абсолютно все недостатки: мешки под глазами, морщины, красный нос. Чтобы избежать этого, следует сделать скульптурирование лица — то есть создать искусственную игру света и тени. Основа макияжа — хороший тон. Потом необходимо сделать скульптурирование лица: подвести глаза, обозначить скулы, челюстные углы, височные впадины. В театральном освещении такой макияж будет смотреться естественно. Но когда нам нужно показать уставших людей, пьяниц с улиц, мы ни макияж, ни грим не накладывает — свет итак подчеркнет все недостатки актеров. Поэтому в спектакле «Беги, Венечка, беги» по «Москва-Петушки» Ерофеева в услугах гримера труппа не нуждается, — улыбается гример. Перед тем, как попасть в театр, Ольга училась и преподавала на курсах визажа. Она не представляет свою жизнь без макияжа — признается, что даже в магазин у дома старается не выходить без подведенных глаз. Тем более, Ольга уже так набила руку, что успевает накраситься за пять минут.Так же быстро Ольга может накрасить и актрис. Иногда они просятся подкраситься не только для спектакля, но и для выхода в свет. Конечно, Ольга не отказывает: она отлично знает всю актерскую труппу, помнит, какой макияж кому пойдет и долго не раздумывает, как лучше «принарядить» ту или иную девушку.Но интереснее, конечно, создавать необычный грим или, например, рисовать синяки. По словам женщины, это просто — в таком случае гример работает так же, как художник-живописец, только вместо холста перед мастером сидит человек. Важно помнить, что синяки нельзя рисовать одними и теми же цветами каждому актеру — цвета необходимо подбирать, ориентируясь на индивидуальные цвет кожи и волос. Как-то ко мне пришла актриса, и ей нужно было нарисовать синяк. В гримерку она пришла не одна, а со своей дочерью. Пока я рисовала, дочка сидела на диване и занималась своими делами. Но когда она увидела маму с синяком под глазом, то перепугалась, спрашивала, что произошло с ней. Кое-как удалось убедить ребенка, что это грим, — вспомнила Ольга. Кстати, на работе Ольга пользуется своими личными кистями, а вот грим закупают на средства театра. Покупают самый доступный отечественный театральный грим. По правде сказать, Ольга его не очень-то любит. Говорит, что он может течь, некрасиво блестит. Другое дело — немецкий грим Kryolan. Театральную косметику этой линии Ольга очень любит. Только вот стоит она немало — небольшая упаковка пудры может обойтись в 2 000 рублей, а учитывая, что спектакли проходят практически каждый день, такой баночки не хватит и на месяц. Конечно, классический театральный грим и макияж принципиально отличаются друг от друга. Театральный грим ярче, четче, фактически гримеру приходится заново рисовать лицо актера. Но это необходимо, если сцена находится далеко от зрителя. В «Манекене» зритель и сцена находятся рядом с друг другом, и поэтому у нас нет необходимости использовать только театральный грим — где-то в ход идет и обычный макияж. Интересно, что в спектаклях редко используется сложный пластический грим. И не потому, что в городе нет специалистов — «Хорошие новости» уже неоднократно писали о челябинском пластическом гримере Елене Рубцовой. Тем не менее, Елена редко сотрудничает с театрами. Чаще всего она делает накладные шрамы и рога для фотосессий и съемок тематических видео. В спектаклях все это не к чему: одну постановку актеры могут отыграть несколько десятков раз, а постоянно делать сложный грим для представления долго и дорого.Впрочем, и театральным гримерам есть где развернуться. Недавно художник-постановщик скинули Ольге эскизы костюмов, и судя по всему, на лице одного из актеров нужно будет нарисовать клоунский грим. Ольге задумка очень нравится, и она уже начала готовиться к созданию образа.