Премия имени князя Острожского. Вклад в развитие мысли, культуры и духовности

Жюри Премии имени князя Константина Острожского, возглавляемое главным редактором журнала «Przegląd Prawosławny» [«Православное обозрение»], Евгением Чиквиным, в 32-й раз определило премии за выдающиеся заслуги и вклад в развитие мысли, культуры и духовности православных верующих, а также за деятельность, направленную на единение христиан.

Премия имени князя Острожского. Вклад в развитие мысли, культуры и духовности
© Русская Планета

В 2021 году в число лауреатов Премии имени князя Константина Острожского вошли четыре выдающихся представителя Польши, Черногории, России и Беларуси.

Епископу Будимлянскому и Никшичскому, Иоанникию (Мичовичу), ближайшему сотруднику Митрополита Черногорско-приморского, Амфилохия, скончавшегося в 2019 году, вручили премию за защиту прав Церкви сотнями тысяч черногорцев в 2020 году. Черногорско-приморская митрополия входит в состав Сербской Патриархии. Черногорские власти в конце 2020 года приняли закон, который предоставлял возможность вмешательства государства во внутренние дела православной Церкви и ограничивал права православного духовенства. Была создана юридическая возможность захвата православных церквей и монастырей в пользу государственной казны с перспективой их передачи отколовшейся, созданной в 1999 году при поддержке властей и непризнанной мировой православной церковью, структуре «Черногорская православная церковь».

Это должно было привести к маргинализации и даже ликвидации канонической Церкви в Черногории. В защиту Церкви встали верующие во главе с покойным Митрополитом Амфилохием и епископом Иоанникием. Протесты проходили в форме молитвенных шествий, во время которых верующие несли иконы и пели религиозные песни. Они продолжались несколько месяцев и были организованы как в больших городах, так и в маленьких деревнях. Оценивается, что в самых крупных маршах одновременно участвовало до трехсот тысяч человек по всей стране, население которой составляет около 600 тысяч граждан, в том числе, мусульман и католиков. Протесты носили религиозный характер и были лишены политических лозунгов. Во время эпидемии коронавируса они переместились либо в Интернет, либо приняли форму поездок на автомобилях. Религиозная демонстрация народа привела к победе в демократических выборах партии, выступающей за отмену спорного закона и отстранение от власти его инициаторов, правивших страной на протяжении более тридцати лет. Протесты стали символом единства и живой веры православных в Черногории а также источником вдохновения для всего православного мира. Они показали, как можно молитвенно и мирно защищать Церковь

Владыка Иоанникий родился в 1959 году недалеко от Никшича. Он явлется выпускником богословского и философского факультета Белградского университета. В 1990 году принял монашеский обет, через год был рукоположен в сан диакона и священника и стал настоятелем монастыря Савина. В следующем году он был переведен в Цетинский монастырь Рождества Пресвятой Богородицы в качестве его настоятеля и преподавателя в монастырской семинарии. В 1999 году был назначен вспомогательным епископом Черногорско-приморской митрополии со званием епископа Будимлянского. Год спустя он получил звание епископа Будимлянско- Никшичского.

Кс. Епископ Михал Яноха - это римско-католический священник, с 2015 года вспомогательный епископ Варшавы, а также искусствовед, профессор Варшавского университета и Университета кардинала Стефана Вышинского с бесспорными научными достижениями. Родился в 1959 году в Варшаве, был связан с католическими молодежными кругами и хотя уже тогда ему предсказывали духовную карьеру, он выбрал светское образование в Академии католического богословия (ранее известной как УКСВ) и только позже решил поступить в семинарию и изучать богословие/теологию и философию. Уже с самого начала основной областью его научных интересов была иконография, особенно православное искусство бывшей Речи Посполитой и византийские традиции, в частности, их отражение в западном искусстве. Он изучает и сравнивает творчество христианского Востока и Запада, общие источники и отдельные пути развития.

Для него, как и для многих других историков, икона - это не просто красивая картина, артефакт, он чувствует и понимает ее религиозный смысл, богословское послание, глубину духовности. Среди опубликованных им книг следует отметить:

„Ukraińskie i białoruskie ikony świąteczne w dawnej Rzeczypospolitej. Problem kanonu” (Украинские и белорусские праздничные иконы в бывшей Речи Посполитой, Проблема канона) (2001) и „Ikony w Polsce. Od średniowiecza do współczesności” (Иконы в Польше. От Средневековья до наших дней) (2008) - альбом, сборник знаний и введение в мир религиозных переживаний. Он опубликовал около 130 научных статей и является, совместно с проф. Вальдемаром Делюгой, соредактором журнала " Series Byzantina. Studies on Byzantine and Postbyzantine Art ". (Исследование византийского и поствизантийского искусства)

О. Кирилл Шкарбуль - приходской священник Русской Православной Церкви на Тайване, выпускник Торонтского университета (экономика, менеджмент), Московской духовной академи и Университета Чэнчи в Тайбэе (Тайвань), где окончил философский факультет и защитил кандидатскую диссертацию по философии. Миссионер, библеист, синолог, лингвист. Сразу после его хиротонии, по благословению архиепископа Егорьевского, Марка, председателя управления Московской Патриархии по зарубежным учреждениям Русской Православной Церкви и по его распоряжению, иерей Кирилл уехал в Тайвань, где возродил, основанные еще святителем Николем Японским, два православных прихода и организовал два новых. Он инициировал и в течение трех лет (2014-2017 годах) возглавлял Русскую православную миссию на Филиппинах, совершил три миссионерские поездки в Восточный Тимор, основав там православную общину (2019), провел более месяца в Папуа-Новой Гвинее (2020), где крестил нескольких папуасов и организовал состоящую из 100 человек группу катехуменов (оглашенных). Благодаря его усилиям как Восточный Тимор, так и Папуа-Новая Гвинея были включены в Юго-Восточно-Азиатский экзархат Московской Патриархии. Руководитель команды переводчиков богослужебных книг и Евангелия от св. Марка на китайский язык, сейчас он и его сотрудники работают над переводом, также на китайский язык, Евангелия от св. Матфея и «Охридского пролога» святителя Николая Сербского.

Отец Федор Кривонос является священником – служит в Кафедральном соборе Сошествия Святого Духа в Минске - богословом и историком Белорусской церкви.

В качестве доцента он читает лекции в минских духовных училищах. Является выпускником исторического факультета Белорусского государственного университета, после его окончания трудоустроился научным сотрудником в Государственный музей БССР и в историко-культурный музей-заповедник "Заславль". В 1990 году начал работать в Минском епархиальном управлении, занимаясь проблемами истории Церкви. Его кандидатская диссертация об истории Минской епархии в 1917-1939 годах, написанная под руководством профессора богословия, митрополита Минского и Слуцкого Филарета, стала основой монографии «У Бога мёртвых нет» (2007). Отец Фёдор Кривонос на протяжении последних двадцати лет занимался изучением жития и достижений новомучеников, становясь самым компетентным специалистом по этой теме в Беларуси. Более десяти лет был секретарем комиссии по канонизации святых Белорусской Православной Церкви. Он опубликовал цикл лекций для студентов Минской духовной семинарии на тему Белорусской церкви в ХХ веке.

Является автором многих публикаций по истории церкви в Беларуси, среди которых особо выделяются: «Синодик за веру и Церковь Христову пострадавших в Минской епархии» (1918-1951 годы) (1996), «Жития священномучеников Минской епархии. 1-я половина XX века» (Минск 2002), «Мученический и исповеднический подвиг Могилевских святителей XX века» (Минск 2002), «Житие Блаженной Валентины Минской» (Минск 2007 в соавторстве с Т. Н. Дашкевич), « Многи скорби праведным» (Минск 2011), «Но печаль ваша в радость будет» (Жировичи 2013)

Отец Федор Кривонос, родившийся в 1962 году, широко распространяет свои научные исследования, преподавая, публикуя, участвуя в конференциях, семинарах и встречах. Белорусская православная церковь наградила его орденом святителя Кирилла Туровского.