Музеи Москвы открылись после пандемии
Виртуальную прогулку по греческому дворику Пушкинского музея наконец можно заменить реальной. В российской столице смягчили установленные ковид-ограничения: свои двери вновь открыли московские музеи.
Ольга Бубнова, корреспондент:
«Прикоснуться к искусству, почти не дыша. К строгому музейному «руками не трогать» добавилось «маску не снимать». Зато перчатки в Пушкинском не обязательны. А билет – только электронный. Приобрести по старинке, в кассах, не получится».
Именно поэтому свой визит лучше планировать: зайти на сайт, выбрать дату и время посещения. Кстати, льготные билеты теперь тоже можно приобрести виртуально – раньше их продавали только в кассах. Тем, кто захочет заглянуть в «Пушкинский» спонтанно, например, во время прогулки по центру Москвы, придется бронировать онлайн. В буквальном смысле – на пороге музея.
Марина Жучкова, заведующая отделом по работе с посетителями ГМИИ им. А.С. Пушкина:
«Каждые 15 минут, например, в Главное здание, где мы находимся, могут заходить 30 человек. Мы сейчас принимаем в 2-2,5 раза меньше посетителей, такое ограничение. И, конечно, какая-то часть людей к нам не попадает, потому что они понимают, что все билеты раскуплены и они не могут прийти».
Первые же выходные после открытия доказали: москвичи и гости столицы очень соскучились по музейным залам. В «Пушкинском» признаются: ожидали меньшего количества посетителей. Но, судя по всему, онлайн так и не смог полностью заменить офлайн.
Дарья, жительница г. Москвы:
«Это как история с электронными книгами: ведь до сих пор существуют бумажные. И есть ценители каких-то более реальных ощущений».
Выставка «Братство ключа», посвященная 75-летию отдела нумизматики Пушкинского музея, ждала офлайн-открытия с прошлого года. В середине декабря прошел ее виртуальный вернисаж.
Свою работу возобновила еще одна выставка «Пушкинского». Проект «Реклама как искусство» – это более 150 британских постеров, выпущенных с конца 19-го и до начала 20 века.
Например, здесь – реклама электрических «каминов», которые должны были согреть жителей Лондона 120 лет назад; а так британцам объясняли, что для доставки подарков на Рождество лучше всего воспользоваться сервисами Метрополитена.
В коллекции «Пушкинского» – постеры из рекламной кампании заправок «Shell» почти 100-летней давности, плакаты с коллекциями вечерней одежды для модников 30-х годов, и театральные афиши. Во времена, когда на французских плакатах – Бурлеск, свобода и непринужденность, в Великобритании все намного сдержаннее и скромнее: известная чопорность англичан не допускала на постерах ни обнаженных девушек, ни зажигательного канкана.
Ирина Никифорова, куратор выставки «Реклама как искусство. Британский постер конца XIX – начала XX века»:
«Скорее на афише будет котик или птичка, нежели танцовщица Бурлеска (даже в спектакле, посвященном именно танцовщице Бурлеска). В рекламе национальный характер и ментальность в целом отражены ярче, чем в любой другой истории. Потому что здесь очень точно передается отношение к жизни, к восприятию жизни».
Великобританию считают родиной рекламного дизайна. Но престиж к этой сфере пришел не сразу: в Викторианскую эпоху английское общество относилось к создателям постеров холодно или даже с презрением: рекламу тогда считали чем-то маргинальным.
Поэтому ни один из этих плакатов на лондонские афиши не попал. Они были опубликованы позже за рубежом. И только с приходом карикатуристов в самом конце 19 столетия рекламу стали считать искусством.
Масочный режим, дефицит билетов, экскурсионные группы меньше, чем обычно: пока жизнь московских музеев все еще отличается от доковидной. Но для истинных ценителей искусства это мелочи. Главное, что теперь утолить культурный голод можно в реальности, а не на «удаленке».
Ольга Бубнова, Михаил Синенко. ТВ БРИКС.
Индонезия, Малайзия и Таиланд стали странами-партнерами БРИКС