В мире
Новости Москвы
Политика
Общество
Происшествия
Наука и техника
Шоу-бизнес
Армия
Статьи

Швыдкой: С молодыми надо разговаривать честно, не боясь неприятных вопросов

Театральные люди верят в приметы. "Если уйдут в антракте, значит, правы те, кто считает, что молодежи не интересны ни мы сами, ни любимые нами песни, ни рассказы о старой эстраде и забытых фильмах, которые дороги людям моего поколения, если нет - то у нас есть шанс до них достучаться и завоевать нового зрителя!" При том, что молодежь давно протоптала тропинку в наш театр, всякий раз, когда вижу ее в зале, задаю себе один и тот же вопрос.
Профессиональный социолог посмеется над подобной любительщиной. Но у нас, что называется, собственная гордость. Никогда не забуду тот день, когда, выйдя на сцену в спектакле "Жизнь прекрасна!", впервые обнаружил, что в зале много молодежи, никак не меньше трети публики. Честно говоря, испугался - если зрителям, которые сегодня находятся в зоне риска, не надо объяснять, кто такие или , то молодые не всегда точно представляют себе, кем были на самом деле Ленин или Ворошилов. Не говоря уже о или Дмитрии Покрассе. Их не стоит за это винить и жаловаться на изъяны современного образования, и без того перегруженного не всегда необходимыми знаниями. От каждой эпохи в памяти потомков, что называется, на слуху, остается едва ли больше сотни фамилий. В конце концов никто не винит нас, проживших более семи десятков лет, в том, что мы не являемся фанатами и не готовы распевать песни Ольги Бузовой.
Во время пандемии, когда уже открыли театры, но еще не разблокировали проездные людям старше 65 лет, у нас заметно изменилась аудитория. Примерно ползала - те, кому меньше 35. Но невозможно вести диалог только с ними - это сразу почувствуют те, кто родился в СССР в пору развитого социализма или того раньше. Почувствуют - и неизбежно возникнет отчуждение со сценой. Никто не хочет казаться лишним на общем празднике жизни.
Поэтому нужно искать слова, которые бы объединили зал. А искать их очень трудно, важно не заискивать ни перед молодыми, ни перед людьми, переживающими третий возраст зрелости (это определение мне нравится куда больше, чем "возраст дожития", как часто пишут сегодня в банковских документах). И, честно говоря, найти эти окончательно точные слова довольно сложно - от конферансье, ведущего спектакль (а у меня именно такая роль), всегда ждут чего-то злободневного. Тем более когда жизнь, выражаясь словом М.С. Горбачева, "подбрасывает".
От каждой эпохи в памяти потомков остается едва ли больше сотни фамилий
То ли в театре было теплее, чем на улице, и дешевле, чем в кафе, то ли нам удалось установить контакт с новой аудиторией, но моя фокус-группа осталась на второй акт. И когда пытаюсь понять, что находят совсем молодые люди в нашем музыкальном спектакле "Жизнь прекрасна!", когда приходится объяснять, что такое Первая конная армия и кто такой , то прихожу к простому выводу: искренность. Ни совершенство исполнения, ни профессионализм вокалистов и солистов балета, ни новая информация.
А та эмоциональная открытость артистов, которая равно важна для зрителей всех возрастов. При всем моем уважении к классикам не уверен, что К.С. Станиславский был прав, когда утверждал, что для детей нужно играть так же, как и для взрослых, только гораздо лучше, тоньше, культурнее и совершеннее. Этого требует любая публика. Но дети более чутки к неправде, чем взрослые. В том числе и потому, что не знают правил игры. Острота переживания оказывается важнее смыслов. Точнее, она и формирует смысл. И именно искренность театрального высказывания объединяет зрительный зал сильнее, чем самое высокое профессиональное мастерство. Когда-то написал, что "из всех зол неискренность самое опасное". С этим можно поспорить - ХХ и ХХI столетие ужаснули самыми разнообразными обличьями зла. Но от этого неискренность точно не стала мерилом добродетели.
Сегодня много говорят о различиях между поколениями, доходя до крайностей, уверяя, что движение времени воздвигает между ними непреодолимые препятствия. Было бы странно, если бы не было различий. Но сходства - не меньше. Мы только не всегда понимаем, как пробиться к открытому диалогу с молодыми людьми, для которых "Тик Ток" заменил радиопередачу моего детства "Пионерская зорька". Довольно глупо навязывать им формы организации внешкольной и внеинститутской жизни, до оскомины напоминающие времена, когда главными героями детства были и Сережа Щербачев из "Судьбы барабанщика" . Замечу, что в советское время наиболее пытливые педагоги, публицисты, литераторы, деятели театра и кино искали, как сказали бы сегодня, инновационные подходы к подрастающим поколениям, нередко при поддержке умных людей из партийных и государственных инстанций.
С молодыми надо разговаривать честно, открыто, не боясь неприятных вопросов
Без них в 1955 году не появился бы журнал "Юность", а в 1962-м радиостанция с таким же названием, не было бы "Алого паруса" в "Комсомольской правде" и "12-го этажа" на Центральном телевидении И все это во времена совсем не "диетические", как многим кажется сегодня. С молодыми надо разговаривать честно и открыто, не боясь неприятных вопросов, которые дети всегда задают своим родителям. В конце концов это мы, взрослые, построили мир, в который вступают наши дочери, сыновья, внуки, - они острее переживают его несовершенство. Если мы не хотим, чтобы наши дети стали заложниками политических игр, мы должны быть с ними честны. Как писал М.М. Пришвин, "первое условие для сближения - искренность".