События музейной жизни прошлого года
ВЫСТАВКА ГОДА Выставка "„Мы храним наши белые сны“. Другой Восток и сверхчувственное познание в русском искусстве. 1905–1969". Музей современного искусства "Гараж" (Москва). 31 января — 9 августа 2020 года. Кураторы: Екатерина Иноземцева, Андрей Мизиано. По мнению экспертов, выставку в "Гараже" можно рассматривать не только как предъявление раритетных экспонатов, но и как результат двухлетнего исследования судеб антропософского движения в дореволюционной России и в СССР. Выставка выдвинута за реабилитацию и исследование феноменов отечественной художественной культуры ХХ века, связанных с эзотерическим знанием. "Чжан Хуань. В пепле истории". Государственный Эрмитаж (Санкт-Петербург). 9 сентября — 8 ноября 2020 года. Авторы и кураторы: Анастасия Веялко, Дмитрий Озерков, У Хун. Это экспозиция творений современного китайского художника Чжан Хуаня, притом в редких для России объемах. Номинирована за взгляд на мировое бедствие в исторической перспективе и диалог китайской и русской культуры. "Ненавсегда. 1968–1985". Государственная Третьяковская галерея, Новая Третьяковка (Москва). 7 июля — 11 октября 2020 года. Кураторы: Юлия Воротынцева, Анастасия Курляндцева, Кирилл Светляков. Экспозиция: Нина Дивова. Выставка является попыткой осмыслить почти 20-летний (последний) период советского искусства, объединив произведения авторов разных жизненных и творческих стратегий, включая типичных "андерграундных" деятелей. Проект удостоен номинации за переосмысление брежневской эпохи в советской культуре и за новую позицию по отношению к ней, вызвавшую бурные дискуссии. ЛИЧНЫЙ ВКЛАД, "За вклад в развитие художественного процесса и рынка искусства". Основатель Фонда содействия развитию современного искусства Ruarts Марианна Сардарова – выдвинута за последовательную и систематическую поддержку актуального российского искусства с 2003 года. Куратор, коллекционер Марат Гельман – номинирован за вклад в коллекцию ведущего российского музея и придание нового статуса современному отечественному искусству. В прошлом году Марат Гельман передал в дар Государственной Третьяковской галерее около 50 работ из своей коллекции. Основатель ярмарки современного искусства Cosmoscow Маргарита Пушкина номинирована с формулировкой "За смелость и креативность, помогающие российскому арт-рынку выжить в тяжелые времена". Галерист, основатель сообщества "Шар и крест" в Facebook Максим Боксер в списке за оригинальную концепцию нового художественного сообщества и солидарность. Сетевая группа "Шар и крест" создана Боксером вскоре после объявления весеннего карантина (когда его собственная выставка "Мечты коллекционера" в фонде IN ARTIBUS оказалась замороженной). В этой группе художники могут продавать свои работы. Основатели фестиваля современной городской культуры "Арт-овраг" в городе Выкса Нижегородской области Анатолий и Ирина Седых выдвинуты на премию за превращение регионального промышленного центра в столицу современного паблик-арта. Выкса осенью 2020 года стала местом художественного события мирового калибра: туда из Парижа приехал Эрик Булатов, классик современного искусства, чтобы создать самое большое в своей жизни произведение — гигантскую роспись "Стой — иди. Амбар в Нормандии" площадью 2,5 тысяч квадратных метров на внешней стене цеха Выксунского металлургического завода, входящего в корпорацию АО "ОМК". РЕСТАВРАЦИЯ ГОДА в категории "За вклад в теорию и практику реставрации". Дом Наркомфина (Москва, Новинский бульвар). Заказчик: "Лига прав" Проект реставрации: архитектурная мастерская "Гинзбург Архитекс" Объект отмечен за образцовое воссоздание памятника конструктивизма мирового уровня. Дом Наркомфина. Фото: theartnewspaper.ru. "Портрет А.Ф.Белосельской" Федора Рокотова из собрания Государственного исторического музея (Москва). Работы выполнили: Государственный исторический музей (директор Алексей Левыкин), Государственный научно-исследовательский институт реставрации (директор Дмитрий Антонов). Работы над коллекцией Рокотова продолжались четыре года. Летом 2020 года отреставрированные полотна из ГИМ вкупе с произведениями Рокотова из частных коллекций показали на выставке. Номинирован портрет за командную работу, погружение в особенности стиля одного мастера, уточнение атрибуций и возвращение к жизни его произведений. Северный речной вокзал в Москве. Работы выполнило: ООО "Артстройтехнология" Генеральный проектировщик: ИГИТ Главный архитектор проекта: Константин Беляев Реконструкция набережной и парка: Департамент транспорта города Москвы. Имело место феноменально быстрое и бережное восстановление комплекса Речного вокзала (1933–1937, архитекторы Алексей Рухлядев и Владимир Кринский): здания, набережной и парка. Проект выделен за феноменально быстрое и бережное восстановление выдающегося архитектурного ансамбля и возвращение ему прежних функций. МУЗЕЙ ГОДА, категория "Самый заметный музей года". Музейно-выставочный комплекс Московской области "Новый Иерусалим" , директор: Василий Кузнецов. В 2020 году музей "Новый Иерусалим" отметил 100 лет. Он претендует на награду "За череду блистательных выставок и превращение музея в место паломничества зрителей". Музейный квартал в Туле (Тула, улица Металлистов, улица Благовещенская). Правительство Тульской области, Министерство культуры РФ. К 500-летию Тульского кремля, которое отмечалось в сентябре 2020 года, было приурочено открытие музейного кластера, создававшегося свыше двух лет. В пешеходной зоне, на улице Металлистов (бывшей Пятницкой) и в прилегающих к ней кварталах, расположились филиалы четырех федеральных учреждений культуры: Государственного исторического музея и музеев-заповедников — Василия Дмитриевича Поленова, "Ясной Поляны" и "Куликова поля". В пользование музеям отданы реконструированные старинные особняки. Квартал номинирован на премию за инициативную культурную политику и комплексное развитие исторической городской среды. Центральный выставочный зал "Манеж", Санкт-Петербург , Исаакиевская площадь, 1. Директор: Павел Пригара. Завершившаяся в 2016-м реконструкция Манежа увеличила экспозиционные пространства до 4 тысяч квадратных метров и позволила делать проекты любой сложности. Обновленный исторический объект вошел в число номинантов за умение делать зрелищные выставочные хиты, привлекающие публику и смелыми концепциями, и современным экспозиционным дизайном. КНИГА ГОДА "Это было навсегда. 68/85". Государственная Третьяковская галерея, 2020. Книга, изданная к выставке "Ненавсегда. 1968–1985" в Третьяковской галерее, — это полный каталог всех показанных работ с экспликациями к ним и к тематическим разделам экспозиции. Труд выдвинут за комплексное исследование ключевых для позднесоветской культуры тем и сюжетов, предлагающее новое понимание этой эпохи. Наталия Семенова. "Сага о Щукиных. Собиратели шедевров", "Братья Морозовы. Коллекционеры, которые не торгуются?", "Илья Остроухов. Гениальный дилетант" . "Слово"/Slovo, 2019–2020. Это трилогия беллетризованных биографий московских коллекционеров Сергея Щукина, Ивана и Михаила Морозовых, Ильи Остроухова. Каждая очередная версия их биографий дополняется новыми сведениями, найденными в российских и зарубежных архивах и других источниках. Номинация последовала за многолетний труд по возвращению в историю имен и заслуг великих коллекционеров дореволюционной России и их популяризацию за рубежом. Фото: theartnewspaper.ru. Борис Гройс. "Частные случаи". "Ад Маргинем Пресс"; Музей современного искусства "Гараж", 2020. Книга "Частные случаи" состоит из 19 статей о художниках — классиках модернизма и наших современниках, начиная с Василия Кандинского и Марселя Дюшана и заканчивая дуэтом Инги Свалы Тоурсдоуттир и У Шаньчжуаня. Сочинение номинируется за оригинальное применение философских теорий к творчеству отдельно взятых художников.