На фоне снижения погрузки в Кузбассе по итогам 2020 года выросла погрузка угля на восток в Хакасии, Бурятии, Новосибирске и Красноярске
Так, по данным экспертов журнала РЖД-Партнер, погрузка на территории Иркутской области снизилась на 19% (и составила 2,8 млн т), Забайкальского края – на 38% (1,4 млн т) и Республики Саха (Якутия) – на 6% (6,5 млн т).
Вместе с тем выросла погрузка на территории Новосибирской области на 7% (6,9 млн т), Хабаровского края – на 8%, Республики Хакасии – на 20%, Красноярского края – на 11%, Республики Бурятии – на 10%, в Приморском крае – на 30% и в Амурской области – в 2,25 раза.
Любопытно, что на фоне установленного квотирования, но по факту невывоза объемов в Кузбассе в итоге 2020 год закончился ростом погрузки в Республике Хакасии. Бурный рост погрузки на экспорт наблюдался в этом регионе еще в I полугодии 2020-го. Тогда в ОАО «РЖД» сообщали, что в январе – июле 2020 года на территории региона погрузка каменного угля в экспортном сообщении составила 9,8 млн т (+26% в годовой динамике). При этом, по данным редакции, по факту
.
Рост погрузки в Хакасии эксперты связывают в том числе с самим характером взаимоотношений политической власти и компании «РЖД» и обменом ресурсами.
С одной стороны, с определенным лоббированием интересов Республики Хакасии со стороны ныне покойного начальника Дирекции развития железных дорог Восточного полигона Виктора Зимина, который возглавлял регион в течение 10 лет. С другой стороны, с работой главы Республики Бурятии Алексея Цыденова, который всю жизнь проработал на железной дороге, занимал должность заместителя министра транспорта РФ, а в 2016 году вошел в совет директоров ОАО «РЖД».
Добавим, что объем погрузки в Кузбассе, который был прописан в соглашении между ОАО «РЖД» и правительством региона, по итогу года был выполнен не в полном объеме. В 2020 году на восток в Кемеровской области было
погружено по факту 52,2 млн т угля
.
О причинах неравного объема вывоза угля на фоне существующих договоренностей читайте в ближайших материалах редакции.