Рождественский сочельник: как правильно провести этот день?

7 января все православные верующие отпразднуют Рождество Христово. А накануне очень важный день подготовки к этому празднику – Рождественский Сочельник. О том, что это за день и какие самые главные смыслы несет в себе Рождество Христово, рассказали в интервью корреспонденту «МИР 24» преподаватели и ректор Свято-Филаретовского православно-христианского института (СФИ).

Рождественский сочельник: как правильно провести этот день?
© Мир24

Фото из архива Свято-Филаретовского православного института/Сергей Туманов

Сочельник и подарки от волхвов

Сочельник – время самого строгого поста. В этот день до самой темноты – «до первой звезды» – не положено есть вообще ничего. По традиции за стол садятся только вечером, после возвращения с вечерней службы. Первую звезду – символ той самой путеводной Вифлеемской звезды, которая привела волхвов к младенцу Христу – сейчас символизирует свеча. На службе ее выносят в центр храма.

Но Сочельник, несмотря на строгий пост, это все равно день радости, день предвкушения праздника и ожидания чуда. В старину именно в Сочельник, а совсем не в Новый год клали подарки под елку. «Считалось, что те самые волхвы, которые в евангельском рассказе приносят дары Младенцу-Христу, приносят их и детям, – говорит доцент СФИ Юлия Балакшина. – Рождество в дворянских и интеллигентских русских семьях было временем обязательной елки. Все дети очень ждали Сочельник и утром, просыпаясь, бежали к наряженной елке, чтобы увидеть, что им принесли волхвы».

Название «Сочельник» происходит от слова «сочиво». Это кушанье, которое принято употреблять в последний день рождественского поста (с него и начинается вечерняя трапеза). Сочиво очень любят дети: его готовят из злаковых культур с медом и орехами – получается очень вкусно. Что касается взрослых, до первой рождественской звезды человек должен сохранять особую собранность и внутреннюю готовность к чуду: к рождению Сына Божьего, Христа, говорит Балакшина.

«Все уже предвкушают, предчувствуют праздник, ждут, когда появится рождественская звезда, которая знаменует рождение Сына Божьего Иисуса. И сейчас верующие люди ищут на небосклоне своего сердца эту звезду и готовят себя к тому, чтобы войти в радость явления Христа в мир. Сегодня еще пост, и сочиво – пища постная, но уже одновременно и праздничная», – говорит Юлия Балакшина.

Фото из архива Свято-Филаретовского православного института/Олег Свечников

Что главное в это время

В наши дни Рождество для многих людей – это не столько православный праздник, сколько еще один повод встретиться с родными и близкими за общим столом, поздравить друг друга. По словам ректора СФИ священника Георгия Кочеткова, ничего плохого в этом нет, надо просто не забывать о главном.

«Очень хорошо, что кто-то откликается на рождественскую радость, причисляет он себя к церкви или нет, – говорит отец Георгий – Человек может забыть о Боге. И если Рождество станет для него возможностью вспомнить о Христе, то это радует. Главное, чтобы действительно был интерес к Рождеству, а не просто к развлечениям. Внимание современных людей часто бывает отвлечено от самой сути праздника. Увы, так нередко происходит и с Рождеством Христовым: даже из названия праздника часто уходит имя Того, чей приход в мир празднуется».

В этом году перед всеми людьми на Земле встали новые вызовы. Православные верующие должны преодолевать их в духе любви к людям. «В своем последнем выступлении патриарх Кирилл говорил об опасности дегуманизации, – говорит отец Георгий. – Не только об опасности дистантного образования, это тоже очень правильно, но главное – об опасности того, что люди перестают друг в друге видеть людей. Особенно сейчас, когда их пугают: не подходите друг ко другу, не общайтесь, больше двух не собирайтесь!»

Недаром люди так любят Рождество Христово, сами его образы: свет звезды и хор ангелов как заботу Бога о человеке, ясли и Мать с новорожденным Младенцем Христом, в котором соединяются беззащитность и уязвимость, предельная степень открытости и такой силы, через которую может и хочет действовать в этом мире Бог – силы любви и веры, неосуществимой без свободного участия человека. Недаром люди так тянутся к Рождеству Христа, чувствуя в Нем одновременно божественную недосягаемость, но и что-то самое родное и близкое – то, чего человек всю жизнь ищет.

«Расчеловечивание людей, семьи, школы, городского сообщества и всего нашего народа должны быть преодолены, – говорит священник. – Мы должны научиться общаться и поддерживать друг друга в любых обстоятельствах, в том числе в то непростое время, которое мы переживаем сейчас. Не надо терять голову и быть беспечным, но и подавляться страхам тоже нельзя. Принимайте все меры предосторожности, с кем нельзя встретиться очно – тем звоните».

«Сочельник и дни от Рождества до Богоявления – это особое время, когда так важно искать и находить в каждом человеке свет вечности, как бы он ни заблуждался, сколько бы он ни согрешал, в том числе лично против нас, – говорит Георгий Кочетков. – Как важно сейчас единение во Христе, в духе свободы и любви везде, где нужно бороться со злом, с тьмой этого мира. А таких мест много, в том числе и на нашем постсоветском пространстве – куда ни посмотри, везде проблемы недоверия, расколотости и вражды».

«Давайте помнить, к чему мы призваны как христиане. Оставим все обиды, всякое разделение и покажем этому миру, что мы едины во Христе, а не в своих человеческих нуждах. Мы должны быть закваской в этом мире, реально стать солью земли и светом мира, а не только в своих мечтах. Это не какой-то идеал, это живая жизнь, которой мы должны жить каждый день, чтобы она не выхолащивалась, не становилась пустой и ненужной», – говорит Георгий Кочетков.

Фото из архива Свято-Филаретовского православного института/Максим Соболев

Святки

После Рождества начинаются Святки – святые дни, которые идут почти 2 недели – до Крещения. В русской культуре эти дни запечатлены как необычное время, будь то «Ночь перед Рождеством» у Николая Васильевича Гоголя или «Крещенский вечерок» с гаданиями у Василия Андреевича Жуковского – это особый рубеж, через который проходит весь мир – не только люди, но и природа, и все мироздание. «Такое ощущение, что невозможное в другие времена вдруг становится возможным – в том числе участие в жизни человека каких-то сверхъестественных сил, – говорит Юлия Балакшина. – Особую роль здесь сыграл святочный рассказ. Родоначальником этого жанра стал Чарльз Диккенс, но и в России рождественские истории приобрели очень большую популярность. Святочные рассказы есть у Достоевского, Чехова, Лескова».

В русскую культуру вошло представление, что Сочельник и Святки (дни после Рождества) – время, когда чудо приближается к человеку и открываются тайны. Но православная традиция не приветствует гадания. «А вот действительно ценная традиция, которая оживает в наши дни – крещение на Рождество, – говорит Георгий Кочетков. – Правда в наше время нечасто встретишь практику совершать крещение людей в эти дни, но, тем не менее, такие случаи есть. Этот праздник – вхождение новых людей в Церковь, их рождение в Боге и рождение Христа в них – считался и до сих пор считается самой большой радостью среди верующих».

Празднование Рождества Христова и Святок в нашем народе связано с традициями милосердия: не только как ожидания милости от Бога, но и в первую очередь – как принесения ее другим людям. Не случайно призывом к милосердию полны святочные рассказы в русской классической литературе. Ведь Христос и родился, чтобы «согреть холод мира», говорит Кочетков.

Очень важно приготовить чудо для тех, кто рядом с нами. Может быть, не только для людей, которых мы лично знаем, но и для таких, кто оказывается отверженным и может на все наши праздники смотреть только со стороны улицы. Нам ничто не мешает сделать подарки бедным и одиноким. Если таких людей нет рядом с вами, то в интернете всегда можно отыскать адреса благотворительных фондов, которые занимаются адресной помощью нуждающимся, говорит священник.

«Святки – это время вспомнить, что для нас значит свидетельство о Христе, которое идет на протяжении всей истории человечества, через людей. – говорит Георгий Кочетков». – Человек есть живая икона Бога – всякий человек, пока он живет на земле, даже когда он очень плох. Постараемся жить этой верой в Бога и в человека и нести ее людям, иначе нет Света, иначе тьма будет покрывать все большие пространства. Эти светлые дни – время побеждать всякую тьму внутри себя. Будем каждый день, где бы мы ни были и что бы ни делали, показывать Христа всем от мала до велика и не стесняться этого!».

Фото из архива Свято-Филаретовского православного института