МОСКВА, 1 января. /ТАСС/. Примерно 30% устаревших обязательных требований к бизнесу удалось отменить к настоящему моменту в рамках "регуляторной гильотины". Об этом сообщил в пятницу ТАСС первый вице-президент общественного объединения предпринимателей "Опора России" Владислав Корочкин.
С 1 января в России заработала новая система контрольно-надзорного законодательства, получившая неофициальное название "регуляторная гильотина". К этому дню проведена инвентаризация всех действующих и обязательных для бизнеса требований, чтобы понять, соответствуют ли они современным реалиям. При этом несоответствующие отменялись или изменялись. Работа в рамках "регуляторной гильотины" ведется в двух направлениях. Первое - построение новой системы обязательных требований, соответствующих современному уровню технологического развития и риск-ориентированному подходу. Второе - установление детальных правил, относящихся к организации контрольно-надзорной деятельности.
"Не все требования отменены в результате первого этапа этой реформы. По приблизительным прикидкам, удалось отменить примерно только 30% из этих требований. Многие, к сожалению, нельзя отменить по причине того, что они так или иначе прописаны в федеральных законах, которыми комиссия по административной реформе на этом этапе не занималась, занималась только актами правительства и ведомственными нормативными актами. И соответственно, еще примерно 1,5 тыс. или 1 300 нормативно-правовых актов, которые в принципе рассматривались, они внесены в так называемый белый список и продолжат свое действие после 1 января", - сказал Корочкин.
Он уточнил, что это не навсегда, так как многие из актов "попали в этот список правительства с оговоркой ограниченности своего действия - какие-то на год, какие-то акты на шесть месяцев, для того чтобы за это время их можно было более качественно переработать и заменить на более современное регулирование". "Поэтому гильотина не заканчивает свое действие и работы для рабочих групп и подкомиссий и комиссий по административной реформе будет все равно достаточно", - отметил собеседник агентства.
По его мнению, за все время попыток проведения реформы контрольно-надзорной деятельности тот механизм, который сейчас сформирован, является "уникальным и самым эффективным".
"Мне кажется, этот инструмент настроен, и в его рамках можно продолжать работу с небольшими коррективами: поменять составы рабочих групп, потому что не везде они сформированы таким образом, как нужно, и, может быть, придать большую обязательность для ведомств следовать уже вступающему в силу закону об обязательных требованиях и государственном муниципальном контроле. Потому что, к сожалению, многие ведомства пока еще не перестроились и не привыкли читать данные законы, которые достаточно четко и ясно описывают механизм принятия и пересмотра обязательных требований", - добавил он.
Применение на практике
Предпринимательское сообщество оценивает регуляторную гильотину как "нужное и важное мероприятие", сказал ТАСС советник уполномоченного при президенте РФ по защите прав предпринимателей Антон Свириденко.
"Далеко не всегда выполнение требований служит достижению общественно значимых результатов - повышению безопасности и качества продукции или услуг. В рабочих группах "регуляторной гильотины" шли ожесточенные баталии, и хочется, конечно, посмотреть на настоящий результат. Дело даже не в количестве отмененных актов, самое главное - отменены ли требования, которые бизнес считал по-настоящему избыточными и которые являлись таковыми", - отметил он.
По мнению Свириденко, чтобы результаты гильотины были действительно работающими, нужно, чтобы "полностью вступающие в силу с июля 2021 года новые законы о контроле и надзоре, об обязательных требованиях стали на практике применяться контрольно-надзорными органами".
Риск правового вакуума и диалог с бизнесом
Отмена некоторых актов в сферах деятельности, на которые распространен механизм "регуляторной гильотины", может грозить созданием "правового вакуума" - когда старые требования отменены, а новые правила еще не изданы, сказал ТАСС глава Торгово-промышленной палаты (ТПП) России Сергей Катырин. По его мнению, это может создать для бизнеса неопределенность в выборе необходимых правил поведения.
Также глава палаты предложил "более активно привлекать бизнес к процессу обсуждения новых обязательных требований". "Мы выступаем за то, чтобы каждый нормативный акт, содержащий обязательные требования, проходил экспертизу со стороны крупнейших бизнес-сообществ на предмет их обоснованности для бизнеса. Акты, которые бы получали отрицательное заключение, не должны приниматься. Это позволило бы заранее препятствовать появлению излишних и дублирующих обязательных требований, то есть предотвращало бы проблему, на решение которой направлена сейчас "гильотина", - конкретизировал он.
Кроме того, Катырин обратил внимание на необходимость цифровизации контроля, в том числе за счет создания интерактивных сервисов. "Одним из таких сервисом станет Единый реестр видов контроля, который будет включать всю необходимую информацию обо всех контролерах и их деятельности, например о длительности мероприятий, о документах, которые могут быть запрошены у бизнеса и так далее. Такие инструменты позволят любому предпринимателю без штудирования законов знать права и обязанности, как свои, так и инспектора", - отметил он.
Катырин добавил, что в ТПП в целом "удовлетворены полученными от реформы результатами", но рассчитывают на продолжение диалога и совместной работы с правительством в этом направлении.
Руководитель экспертного центра "Деловой России" по контрольно-надзорной деятельности Ринат Гизатулин тоже признал, что в рамках реализации реформы "удалось добиться учета большого количества замечаний и предложений представителей бизнес-сообщества и в целом добиться позитивных результатов". "Механизм "гильотины" показал некоторую эффективность влияния бизнеса на регуляторику, так что продление "регуляторной гильотины" и сохранение рабочих групп для последующей работы может определенно поддержать комфорт экспертного и бизнес-сообщества", - убежден он.