Войти в почту

Можно ли считать граффити искусством

Сегодня граффити рассматривается как форма концептуального искусства, стрит-арта, который преображает городскую среду. В частности, такие рисунки меняют жилые районы с однообразными многоэтажными домами. В то же время далеко не все изображения на стенах можно отнести к искусству. Некоторые из них считают вандализмом, так как они противоречат нормам «урбанистического» этикета. Т&Р разобрались, какие граффити все же можно считать арт-объектом, а также поговорили с исследователем в области цвета Юлией Грибер о том, как граффити меняют цветовое восприятие города.

.marker { background: #FFE3E0; background: linear-gradient(180deg,rgba(255,255,255,0) 45%, #FFE3E0 55%); }

Как разрешали и запрещали граффити

Если опираться на перевод этого слова, то все, что нацарапано или нарисовано на стенах в пределах видимости, является граффити (множественное число от Graffito). Слово происходит от греческого γράφειν — графеин, что означает «писать». Первые рисунки на стенах появились несколько тысяч лет назад в пещерах, населенных первыми людьми. За этим последовали греки, римляне и египтяне. Эти изображения позволяют получить много исторической информации. Например, граффити на стенах пирамиды в Гизе предполагают, что рабочие в эпоху фараонов любили работать на короля и их не заставляли и не пытали.

Граффити в привычном для нас виде появилось примерно в конце 1960-х годов в Филадельфии. В основном они использовались для политических заявлений и обозначения территории уличных банд. История граффити малоизвестна, и разные источники дают разную информацию о его эволюции. Однако большинство авторов граффити считают ТAKI 183 вдохновителем этой культуры в Нью-Йорке. Он использовал маркер и писал свое имя везде. Со временем он стал известен всему городу. В 1971 году он дал интервью для статьи в New York Times. Дети во всем Нью-Йорке, осознав, какую славу и известность можно получить, «помечая» их имена на вагонах метро , начали подражать Taki 183. Пока они соревновались друг с другом, чтобы добиться славы, граффити становилось все больше. Но впоследствии граффити стало больше, чем просто обозначение имени. Авторы старались превзойти друг друга с точки зрения стиля.

Различные стили граффити имеют свои корни и названия. В то время как «тег» — это самый простой вариант написания имени художника, «пьеса» требует, чтобы автор включил в алфавиты стилизованные шрифты с широким диапазоном цветов. Еще одна техника предполагает использование огнетушителя вместо баллончика с распылителем и используется для изготовления меток высотой до 6 метров. Более сложным является «дикий стиль» — форма граффити, обычно включающая переплетенные буквы и точки соединения. Художникам, не занимающимся граффити, зачастую труднее читать эти произведения, поскольку буквы сливаются друг с другом, зачастую неразборчиво.

История граффити связана с сильными политическими и социальными трансформациями. Взволнованная молодежь выходила на протесты и использовала любые средства, необходимые для того, чтобы выразить собственное мнение. Например, в Париже, при забастовках 1968 года стала популярна фраза «L’ennui est contre-révolutionnaire», что означает «Скука контрреволюционна».

Однако такое искусство долгое время не принимали. В Нью-Йорке в 1984 годы городские власти приняли меры и начали ликвидацию граффити по всему городу. Новые рисунки сразу же смывали. Также в 80-ые в Лондоне был создан отдел по противодействию вандализму. В 1980-х годах в Филадельфии была образована организация, которая занималась борьбой с граффити — «Philadelphia Anti-Graffiti Network (PAGN)». Власти отметили, что чаще всего рисунки на стенах появлялись в бедных районах городов, то есть они являлись своеобразным отображением уровня жизни людей.

Источник: lenta.ru

Как граффити трансформируют городское пространство сегодня

Как правило, художественное произведение рассматривается в контексте социально-культурного символизма. Сегодня поднимается вопрос об институционализации стрит-арта. Теперь эти изображения используют для рекламы, а также для выражения своих политических взглядов. Художники постоянно сталкиваются с последствиями показа своих работ. Многие предпочитают оставаться анонимными. Споры о том, является ли граффити искусством или вандализмом, все еще продолжаются. В большинстве стран маркировка или покраска собственности без разрешения владельца считается порчей и вандализмом.

Питер Валлоне, член городского совета Нью-Йорка, считает, что граффити, сделанное с разрешения, может быть искусством, но если работа находится на чьей-то собственности, оно становится преступлением. «Ваша свобода слова заканчивается там, где начинается моя собственность», — процитировал он. С другой стороны, Феликс, член берлинской группы Reclaim Your City, отмечает, что художники отвоевывают города для публики у рекламодателей, и что граффити олицетворяет свободу и делает пространство ярче.

Постепенно с развитием стрит-арта, который только начинает положительно восприниматься аудиторией, граффити выступает как самостоятельный жанр современного искусства, часть культуры, а также является репрезентацией городской среды. Некоторые рисунки становятся социальной рекламой и отражают сильные политические потрясения.

В сентябре 2014 года, к 12-летней годовщине трагической гибели Сергея Бодрова, группа художников из Витебска «HoodGraff» нарисовала на стене портрет Сергея Бодрова в образе Данилы Багрова. Это произведение стало одним из наиболее известных среди стрит-арта. Творение расположено недалеко от Александро-Невской лавры, рядом с остановкой «Проспект Обуховской Обороны».

В то же время официально не закреплено, какие рисунки можно считать вандализмом, а какие — искусством. Так, в Санкт-Петербурге в день 80-летия Иосифа Бродского появилось граффити с его изображением. Его разместили на стене школы напротив дома Мурузи, где жил поэт с 1955 по 1972 год. Изображение представляло собой фотографию Бродского, сделанную в Венеции в 1989 году итальянским фотографом Грациано Аричи. Однако на следующий день граффити закрасили. Инициатором стала завхоз школы. В администрации Центрального района Санкт-Петербурга сказали, что школа действовала по закону, и художник мог заранее согласовать создание граффити с властями.

Юлия Грибер

Профессор Смоленского государственного университета и руководитель проекта ColorLab — единственного в России научно-исследовательского центра, который занимается изучением коллективных реакций на цвет больших социальных групп, мужчин и женщин, людей разного возраста и разных профессий.

На мой взгляд, самый главный критерий того, является ли граффити искусством, заключается в том, для чего и где создается изображение. Большинство любительских рисунков на стене вмешиваются в городскую колористику несанкционированно и агрессивно, используются для выражения визуального протеста и поэтому представляют собой особый тип репрезентации, в котором ведущую роль играет не смысл текста (часто его вообще нет), а форма.

Граффити как произведение искусства принципиально другие с точки зрения их функций и языка

С точки зрения цвета граффити в городском пространстве сравнимо со взрывом. Проведенные исследования показывают, что подавляющее большинство граффити образует практически максимальный контраст черных, темно-синих, темно-фиолетовых, темно-зеленых, темно-коричневых рисунков с белой или очень светлой (светло-желтой, светло-зеленой, светло-голубой) поверхностью стены. Или наоборот — на стене из темно-красного кирпича с темно-серым или практически черным покрытием размещаются изображения светлого, белого или почти белого цвета.

Источник: aif.ru Источник: aif.ru

◀ ▶

Причем чем меньше площадь рисунка, тем больше контраст. Интересно, что в современном дизайне использование контраста яркости в маленьких по размеру текстах является практически обязательным правилом, которое непосредственно следует из механизма визуального мышления. Международная организация по стандартизации (The International Standards Organization, ISO) рекомендует соблюдать соотношение не менее чем 3:1 между яркостью текста и фона. Это существенно снижает количество цветов, которые подходят для нанесения надписей. Так как авторы граффити заинтересованы в том, чтобы их текст увидели, они интуитивно используют именно этот вид контраста, делая свое изображение максимально различимым даже на большом расстоянии.

Сегодня граффити нередко является формой социальной рекламы. В пандемию на улицах стали появляться изображения врачей, которые работали в красных зонах. И несмотря на то, что не существует точных критериев искусства, граффити могут являться им как минимум потому, что эти изображения являются осмысленными.