Незакрытые гештальты Андрея Бычкова
Андрей Бычков. Тот же и другой. – СПб., "Алетейя", 2020. – 130 с. В середине ХХ века в английской и американской литературе правила бал так называемая "Новая критика", начатая Алленом Тейтом и "окрещенная" Джоном Рэнсомом, описавшим явление в своей книге под таким же названием. Новая критика была наиболее влиятельна в англоязычном литературоведении прошлого столетия. Основным методом анализа текста в ней было глубокое прочтение. Критик старался всесторонне раскрыть частный смысл каждой фразы, соотнести его с общим смыслом сочинения, исследовать все символы и образы автора и постичь глубинные мотивы, водившие его пером. При этом новая критика сосредотачивалась исключительно на тексте и игнорировала личность автора и связь литературного произведения с условиями его зарождения. "Новая критика" – идеальный метод для изучения текстов популярного современного автора Андрея Бычкова, прозаика, сценариста, публициста, автора 18-ти книг, вышедших как в России, так и за рубежом, в переводах на английский, французский, сербский, испанский и другие языки. Авторский стиль Андрея Бычкова – в создании абсолютно ирреальной реальности, которая, кажется, вовсе не связана с окружающей жизнью, зато хорошо вымышлена, глубинно продумана и воплощена писателем в слове. Образов, символов и посылов в текстах Бычкова много, для пытливого читателя знакомство с ними и разгадывание заложенного автором смысла превратится в увлекательный квест – или выстраивание собственного подтекста. Андрей Бычков – неоднократный лауреат литературных премий, присуждающихся за разработку различных нестандартных и экспериментальных направлений в литературе. В России это награды "Нонконформизм" и "Тенета". Также писатель ранее был финалистом премии Андрея Белого, а в этом году его роман "Тот же и другой" снова номинирован на эту награду. Бычкова считают автором "нонконформистской волны". Писатель и философ Юрий Мамлеев называл его творчество "уникальным и крайне интересным явлением в современной русской литературе". С течением лет и с новыми книгами Бычков не изменяет себе и не переходит на более реалистичный дискурс. Он по-прежнему пишет прозу для интеллектуалов, ценящих литературную составляющую текста больше сюжета и находящих в течении слов и мыслей тонкое удовольствие. В течение 2020 года у Бычкова вышли две новых книги: "ПЦ Постмодернизму" и "Тот же и другой". Несмотря на то, что эти книги разные по замыслу, по сюжету, по компоновке и даже вышли в двух различных издательствах, о них есть смысл говорить в общем критическом представлении. "ПЦ постмодернизму" – сборник, состоящий из романа "Графоман" и одиннадцати рассказов. Рассказы созданы в "брежневскую" эпоху, 1970-1980-е годы. Среди них несколько текстов из цикла, давшего название всему сборнику. Самый поздний из этого цикла рассказ, окликающий знаменитого московского поэта-концептуалиста Дмитрия Александровича Пригова в виде мысленного с ним диалога автора, написан в 1999 году. Упомянуто там и другое знаковое для русского концептуализма имя – Виктор Владимирович Ерофеев. Диалог, который ведет с их сущностями герой-рассказчик, далеко не только литературный прием – сам Андрей Бычков сегодня является "собеседником" своих предшественников в русской литературе. Ранние рассказы Бычкова широко не публиковались: в те времена подобная проза была не в чести. В них превалируют экзистенциальные темы – одиночество, заброшенность, безнадежность и уход в вышеупомянутую фантазийную реальность из самых, казалось бы, прозаичных элементов действительности – утреннего поезда метрополитена ("Разное метро") или мастерской по ремонту телевизоров ("Камень надежды"). Но при подчеркнутой асоциальности у персонажей Бычкова существуют человеческие черты – у них есть характеры, пусть и эксцентрические, и в тексте всегда присутствует скрытая потенция всегда готового развернуться поступка. Ценность книги "ПЦ Постмодернизму" в том, что до читателя, наконец, дошли тексты, уже ставшие свидетелями эпохи. Ведь социокультурная перекличка "позднего застоя" с нашим временем несомненна, оттого и рассказы не теряют своей актуальности. В некоторых можно даже разглядеть остросоциальные намеки: "И вот, как бы присаживаясь, словно присаживаясь, а то будто присаживаясь над ним, была Организация. И Организация не оставляла ему пространства. Казалось, что прилипают к лицу, не давая дышать". ("Люди на земле") В цикле "ПЦ Постмодернизму" "художественным открытиям" новых соцартовских имитаторов противопоставляется "всегда живая смерть". Впрочем, не только в этом цикле. Смерть – один из сквозных героев прозы Бычкова. Она правит бал и в романе "Графоман", тоже давно написанном и тоже пришедшем к читателю именно в свое время, в наши дни, когда всякое искусство вынуждено становиться перформансом, чтобы заполучить зрителя. В перформанс превращается и деятельность некоего Графомана (имени у него нет): он скитается по городу и раскладывает в людных местах загадочные записки. Записи выделены в тексте графически, но даже и без специальных усилий автора и издателя они бы обращали на себя внимание: "Как в детской игре в "замри", или с помощью специального рычажка на обратной стороне будильника для современного человека, экономящего время, или, бросив на город дождь, остановить роковое движение, готовое снова начаться. Но разве можно остановить движение?.." Перформанс превращается в игру с преступлением и наказанием, в итоге которой слабый убивает сильного, чтобы самому стать сильнее. Волею судьбы (волею автора, конечно) пути палача и жертвы пересекаются в плоскости искусства – на выставке художника Моранди, – где живопись выходит за пределы холста. Но и Графоман должен умереть, чтобы обрести себя как Писателя: его ждет казнь. Только за гранью смертного приговора он воссоединяется с Музой уже надолго. Фото предоставлено издательством "Алетейя". Тема игры со смертью продолжается и в романе "Тот же и другой". То, что он написан недавно, но отчетливо интертекстуально связан с историями из книги "ПЦ Постмодернизму", показывает читателю магистральные направления прозы Бычкова (пожалуй, она уже философия). Роман "Тот же и другой" – повествование об отце и о его безумном сыне. В книге опосредованно проявляется образование и одна из профессий Андрея Бычкова – он физик-теоретик и гештальт-терапевт. Роман весьма "терапевтический" – отец так стремится преодолеть разделяющее его и сына отчуждение, что порой сам теряет свою идентичность и перестает понимать, где он, Валентин, где сын, Фил. Сына поразила идеальная любовь. Из-за нее-то отец и отступил от Фила. Но подобная "сюжетная линия" есть и в бытии Валентина, и потому персонажам еще труднее отделить себя от другого (о чем, собственно, и заглавие романа предупреждает). "Накатавшись, Валентин вернулся в отель. Тело устало, гудело. Валентин был Валентином. Он не был Филиппом. Он хотел, чтобы Филипп стал таким же, как и он". Отец пытается противопоставить уходу сына идеальную игру. Но автор рядом – и напоминает, что идеальность невозможна без игры со смертью, которая каждый раз сама выбирает себе жертву – в финале романа это окажется любовь. "Он нашел ее утром. Она лежала на траве, за дальним, за яблоневым садом. Как будто спала. И он долго не мог поверить… Вены были перерезаны осколком стекла". Но ведь проза Бычкова – это неизменный уход от реальности, от одномерности, от упрощенности толкований. Как знать, может быть, и смерть здесь означает не смерть, а один из множества вероятных выходов. Для кого? Для любого из героев, да хоть бы и для читателя, желающего закрыть некий гештальт – у каждого из нас есть какой-то незавершенный эпизод судьбы. Возможно, это касается и писателя Бычкова, не закрывающего гештальт смерти и торжества духа? Отдельно отметим богатые культурные аллюзии книг Бычкова. В пространстве этих двух повествований легко и непринужденно появляются Фредди Меркьюри, Артюр Рембо, Бенжамен Пере (французский поэт-сюрреалист), Сэмюэль Беккет, Алла Пугачева (вроде бы тезка певицы, а там кто знает) и Фридрих Ницше. "Пиши кровью, – говорит Ницше, – и ты узнаешь, что кровь есть дух". Помимо исторически существовавших деятелей в романах Бычкова равноправно присутствуют чужие креатуры: персонажи романа Беккета "Мечты о женщинах, красивых и так себе" Смеральдина-Рима, Альба, Сира-Куза, Рэндалл Макмерфи в исполнении Джека Николсона в фильме Милоша Формана "Полет над гнездом кукушки" и даже самый знаменитый странствующий рыцарь всех времен и народов: "Как же, вспомнил, у Сервантеса Дон Кихот во второй части романа становится читателем „Дон Кихота“". Весь этот хоровод культурных аллюзий работает в какой-то степени как герменевтический круг: Бычков вовлекает читателя в мощный контекст познания. Справиться с ним не просто. Но это верное средство от сна разума.